Главная  ГОУ ВПО МГИУ  Исторический клуб  Библиотека  Новости  Контакты 

Консультации о поступлении
 
 
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Рекомендуем:
 
 

Продолжение

      Другой причиной повышения цен была бумажно-денежная эмиссия. Для покрытия военных расходов государство увеличи­ло выпуск бумажных денег. Их количество в обращении к кон­цу войны выросло приблизительно в четыре раза. Но если цены в магазинах оставались на довоенном уровне, а товаров по этим ценам продавалось намного меньше, чем до войны, значит, оборот денег в несколько раз уменьшился, и обратно государ­ству возвращалась лишь незначительная часть денег, выдан­ных в виде зарплаты.
      Основная часть их оставалась неиспользо­ванной. Это, естественно, тоже вызывало рост цен. Надо было каким-то образом вернуть государству часть этих денег, умень­шить денежную массу в обращении. Для этого в 1944 г. в городах были открыты "коммерческие" магазины, через которые государство продавало дополнитель­но к нормированным пайкам продукты и промтовары по повы­шенным ценам, близким к рыночным. Эта "коммерческая" тор­говля выполняла две функции.
     С одной стороны, она задержи­вала рост цен на вольном рынке, увеличивая товарную массу в обращении, а с другой — возвращала государству часть денег. Для уменьшения денежной массы в обращении и увеличе­ния государственных доходов были увеличены налоги с населе­ния. Например, был введен налог на холостяков. Большой доход государству давали также займы, облигации которых распре­делялись в принудительном порядке. Достаточно сказать, что если перед войной налоги с населения давали государству 9 млрд руб. в год, а займы — 11 млрд руб. (итого 20 млрд), то в 1945 г. налоги с населения дали 40 млрд руб., а займы — 30 млрд руб., в сумме — 70 млрд руб.
     Наконец, такой приток денег, на который и не рас­считывали финансовые руководители, обеспечил фонд оборо­ны. Этот фонд состоял из добровольных взносов граждан. На­чалось с того, что некоторые колхозники стали вносить сум­мы, достаточные для постройки танка или самолета. В резуль­тате всего этого государственный доход вырос со 180 млрд руб. перед войной до 300 млрд руб. в 1945 г. Говоря о военной экономике СССР, мы как будто забыли о тех недостатках административно-командной системы управления хозяйством, которые проявлялись в довоенные годы. Дело в том, что в условиях войны эта система оказалась вполне уместной.
      Административно-командная система приспособлена к экстремальным условиям, когда необходимо решать конкретные задачи. Не случайно государственное регулирование хозяйства, впервые возникшее в годы Первой мировой войны и в ведущих капиталистических странах, резко усилилось в годы Второй мировой войны. Не случайно "новый курс" Рузвельта был введен в годы крупнейшего в истории мирового экономического кризиса. В годы войны главным потребителем продукции становилось государство. Промышленность работала на обеспечение воен­ных потребностей. Товарно-денежные отношения при этом те­ряли прежнее значение. Централизованная система управления I позволяла концентрировать все силы и ресурсы для решения главных задач — для развития производства танков, боевой I авиации, переключения транспорта на перевозку важнейших грузов и т. д.
      Рыночные отношения не могли бы обеспечить I такой мобильности и концентрации усилий. Когда надо было наладить выпуск танков, государство выступало естественным выразителем общественных потребностей. Государственное задание выполнялось в кратчайший срок, с патриотическим энтузиазмом. В мирных условиях регулятором мог выступать только рынок. Впрочем, вся история Советского государства состояла из "экстремальных" периодов, когда надо было волей государства бросать силы на что-то решающее: гражданская война и вос­становление после нее, форсированная индустриализация, новая война и новое восстановление. Исключением были лишь не­сколько лет нэпа. Поэтому и административно-командные ме­тоды стали восприниматься как естественные и правильные.
{SITELINK-S259}Назад{/SITELINK}   {SITELINK-S6}Статьи{/SITELINK}   {SITELINK-S0}На главную{/SITELINK}


Продолжение Мобилизация и эвакуация промышленности Продолжение Развитие военного производства Сельское хозяйство, снабжение населения, финансы Восстановление и развитие промышленности в 1946—1959 гг. Сельское хозяйство в 1946—1959 гг. Гостевая книга Промышленность в годы семилетки и экономическая реформа 1965 г. Продолжение 

 

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
Новости  


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

 
 
 
 
   
Партнеры: