Главная  ГОУ ВПО МГИУ  Исторический клуб  Библиотека  Новости  Контакты 

Консультации о поступлении
 
 
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Рекомендуем:
 
 

Продолжение

Важной составной частью перестройки экономики являет­ся и институциональная реформа — реорганизация государ­ственного аппарата по управлению хозяйством. Если прежде государство непосредственно управляло подавляющей частью хозяйства страны, выступая как собственник этого хозяйства, , то теперь его функции сокращались и качественно изменя­лись. Содержание большей части хозяйства передавалось в ве­дение частного капитала, но в руках государства оставались инфраструктура и национальная оборона, что также требовало больших государственных средств. В первую очередь были распущены плановые органы, но вместо них надо было создать новые институты, приспособ­ленные к рыночным отношениям. Надо было разработать ос­новы рыночного законодательства, законы о собственности, о контрактах, о банкротстве, разработать новую систему нало­гов. Прежде налоги не играли самостоятельной роли. Налог на добавленную стоимость, подоходный — не имели смысла, пока цены и ставки заработной платы устанавливались госу­дарством. В новых условиях требовалось не устранение государства из экономической жизни, а изменение и усложнение его фун­кций, не отказ от планирования, а переход к экономическим методам планирования. Всю систему экономических регуляторов надо было стро­ить заново, начиная с азов, и это оказалось наиболее трудной задачей. Ведь у руководства хозяйством оставались преимуще­ственно прежние люди, с прежними стереотипами. Поэтому в экономических обзорах этой группы стран постоянно встреча­ется лейтмотив: процесс идет медленно, потому что еще не разработаны новые "правила игры". Перестройка экономики, как правило, сопровождается эко­номическим спадом: сначала разрушается старое, а затем по­степенно осваивается новое. В начале 90-х гг. производство в странах Восточной Европы сократилось на 20—25%. Если принять уровень ВВП в 1989 г. за 100%, то в 1999 г. он составлял в Польше 121,6%, в Словакии — 101,5, в Венг­рии — 99,2, в Чехии — 94,7, в Румынии — 73, в Болга­рии — 66,8%.
Рассматривая эти цифры, мы должны учитывать, что это не был застой или спад длиной в 10 лет. Спад был в начале 90-х гг., когда реформы начинались, затем он сменился мед­ленным ростом. При анализе этих цифр мы должны принимать во внима­ние и то, что в них не включена "неформальная" экономика, т. е. та часть хозяйства, которая не учитывается официальной статистикой, не регистрируется в государственных органах и с которой не поступают налоги. Как мы знаем на отечественных примерах, именно эта сфера хозяйства особенно оживляется в период экономической перестройки. Неизбежность спада при экономической перестройке учи­тывалась реформаторами, но не предполагалось, что он будет продолжаться больше 2—3 лет. Однако в некоторых странах он не прекратился и к середине 90-х гг. В среднем по странам Восточной Европы к концу 90-х гг. дореформенный уровень ВВП был восстановлен, но если, как видно из приведенных цифр, экономика Польши за 10 лет сде­лала шаг вперед, а в Чехии, Словакии, Венгрии был восстанов­лен уровень 1989 г., то производство Болгарии и Румынии еще не достигло этого уровня. В первую очередь это было связано с общим уровнем эконо­мического развития. ВВП на душу населения в 1999 г. в Чехии, Словакии, Венгрии и Польше составлял 7—9 тыс. долл. в год, а в Болгарии и Румынии — 3—3,7 тыс. долл., т. е. в 2—2,5 раза меньше. Бедность тормозила и ход преобразований. Когда спад за­тягивался, правительства, чтобы остановить дальнейшее паде­ние уровня жизни, пытались сохранить контроль над производ­ством и дотации. На смену сторонникам "рыночного фундамен­тализма" и шоковой терапии к власти приходили политики, склонные затормозить ход реформ, сохранить часть социалис­тических порядков. В Болгарии и Румынии в 1995—1996 гг. про­цесс приватизации был приостановлен. Такая двойственная политика усиливала хаос, открывала свободу действий близким к правительству дельцам. Усилива­лась коррупция со всеми ее негативными последствиями. Дополнительные трудности возникали в результате наци­ональных конфликтов. В результате ослабления централизующей роли государства верх брали региональные группировки Если распад Чехословакии произошел в мирных, цивилизо­ванных формах, то распад Югославии подорвал хозяйство страны. И все же в целом перспективы хозяйственного развития стран Восточной Европы благоприятны. Самый трудный учас­ток на пути преобразований, когда реформаторы ударялись в крайности, когда приватизация сопровождалась расхищением национального богатства, когда усиливался экономический хаос уже пройден и сейчас началось поступательное движение Воз­врата к прошлому нет. Начинается этап стабилизации экономи-ки на новом пути.
{SITELINK-S294}Назад{/SITELINK}


"Переходные" реформы в странах восточной Европы Продолжение Продолжение Продолжение "Переходные" реформы в странах восточной Европы Рассписание Методическое обеспечение 2116 МП История экономики 080108 з.о. 1160 РП История философии 080507 з.о. Голосования 

{LTS}

 

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
Новости  


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

 
 
 
 
   
Партнеры: