Главная  ГОУ ВПО МГИУ  Исторический клуб  Библиотека  Новости  Контакты 

Консультации о поступлении
 
 
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Рекомендуем:
 
 

Продолжение

Более того, широкая национализация первоначально не была частью большевистской программы. Она рассматривалась лишь как репрессивная мера при "особых обстоятельствах". Ле­нин разрабатывал теорию "государственного капитализма", которая и должна была лечь в основу организации промышлен­ности. Он восхищался централизованной государственной ма­шиной управления хозяйством в Германии, созданной в воен­ные годы, и увидел в России и Германии "две разрозненные половинки социализма": в России революция установила поли­тический строй социализма, а в Германии была создана эконо­мическая организация социализма. По его проекту следовало путем соглашений с "капитанами промышленности", т. е. руководителями корпораций, образовать гигантские тресты, охватывающие целые отрасли промышлен­ности, "которые с внешней стороны могут иметь вид государ­ственных предприятий". Естественно, "капитаны" были "за". Например, известный глава концерна Стахеев в ответ на ленин­скую идею предложил образовать металлургический трест, ко­торым от имени государства должна была управлять его финан­совая группа. Но эти теоретические построения были нереальны: революция была социалистической, т. е. антибуржуазной, и логика ее развития требовала ликвидации буржуазной соб­ственности. К тому же буржуазия не стремилась "культурно, органи­зованно" переходить к социализму. Хозяева и администрация предприятий нередко бежали с советской территории, оставив предприятия без управления. В других случаях они действи­тельно саботировали, явно или скрыто выступая против новых порядков. В подобной ситуации предприятие национализирова­лось в качестве репрессивной меры. Первым в руки нового государства перешел Российский государственный банк. Это не было национализацией, посколь­ку он и прежде был государственным. Акционерные банки пока оставались в собственности прежних хозяев. Но, поскольку ло­гика революции требовала ликвидации капиталистической соб­ственности, Декретов от 14 декабря 1917 г. были объявлены национализация всех банков в стране и государственная бан­ковская монополия. Принято считать, что это было ответом на саботаж администрации банков, которая нарушала соглашение с государством. В ходе национализации акционерные банки зак­рывались или становились отделениями Народного банка, как теперь стал называться бывший Государственный банк. Вторым актом в деле национализации и стала нацио­нализация транспорта, т. е. железных дорог, морского и речно­го флота. Национализацию железных дорог облегчало то обсто­ятельство, что важнейшие дороги и прежде находились в го­сударственной собственности. Правда, Викжель — Всероссий­ский исполнительный комитет профсоюза железнодорожников, выступил против большевиков и объявил забастовку. Однако к лету 1918 г. национализация транспорта была закончена.


Кризис феодально-крепостнической Декрет о земле. Социалистическая революция в деревне Продолжение Национализация банков, транспорта и промышленности Продолжение Продолжение Предпосылки военного коммунизма Сельское хозяйство и продразверстка Продолжение Военный коммунизм в промышленности 

 

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
Новости  


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

 
 
 
 
   
Партнеры: