Главная  ГОУ ВПО МГИУ  Исторический клуб  Библиотека  Новости  Контакты 

Консультации о поступлении
 
 
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Рекомендуем:
 
 

Декрет о земле. Социалистическая революция в деревне

Одним из первых декретов советской власти был Декрет о земле. В основу этого Декрета был положен "крестьянский на­каз", т. е. требование крестьян, которое было включено в про­грамму партии эсеров как главный пункт этой программы. Та­ким образом, Декрет выполнял не большевистскую, а эсеров­скую аграрную программу. Согласно декрету земля национализировалась, т. е. отме­нялась частная собственность на землю. Между крестьянами согласно декрету земля для пользова­ния делилась по общинному принципу уравнительного земле­пользования — поровну. Таким образом, Декрет закреплял об­щинные отношения в деревне — общественную собственность на землю и общинное уравнительное землепользование. В советской литературе обычно основное внимание уделя­лось тому, что по Декрету земли помещиков конфисковывались без выкупа. Но если учесть, что к этому времени у помещиков осталось меньше 10% земли, очевидно, это было не главным в содержании Декрета. Декрет, согласно представлениям большевиков, не совер­шал еще социалистической революции в деревне, поскольку он не был направлен против сельской буржуазии — кулаков. Он был направлен против помещиков, которые традиционно счи­тались феодалами, хотя практически давно уже вели капита­листические хозяйства. Следовательно, он был актом буржуаз­ной революции. Согласно большевистской программе в социалистической революции рабочий класс в деревне действует в союзе с дере­венской беднотой против деревенской буржуазии — кулаков. Но процесс расслоения крестьянства на буржуазию и пролета­риат в России существенно не продвинулся, поэтому основную часть крестьянства составляли не бедняки, а середняки. Если начинать борьбу бедняков против кулаков, большинство крес­тьян окажется между воюющими сторонами. Начинать такую борьбу было явно преждевременно и опасно. А эсеровский дек­рет привлекал на сторону советской власти всю деревню, все крестьянство. Земля, согласно Декрету, делилась между крестьянами по трудовой норме — по количеству работников в семье или по потребительской норме — по числу едоков в семье. Этот общинный принцип уравнительного землепользования эсеры про­возглашали как социалистический. Если делить землю поров­ну, говорили они, то обеспечивается равенство условий труда между крестьянами, не будет деления на богатых и бедных, и капиталистическая эксплуатация будет невозможна. Эсеры взя­ли этот принцип у народников, преемниками которых они и являлись, а народники — в сельской общине. Следующие действия советской власти в деревне были свя­заны с решением продовольственного вопроса. К весне 1918 г. в городах северной полосы России разразился голод. В Петрогра­де давали по карточкам 50 г хлеба в день, в Москве — 100 г. Население городов стало разбегаться по деревням. Между тем хлеба в стране было пока достаточно. Хлеб не поступал в горо­да, потому что был нарушен товарооборот между городом и деревней: деньги обесценились, а промышленных товаров для обмена на крестьянскую продукцию почти не было. Надеяться, что крестьяне будут снабжать город бесплатно, не приходи­лось. Надо было добывать продовольствие силой. Из городов по деревням двинулись продотряды. Это были небольшие вооруженные отряды рабочих, которые забирали обнаруженные запасы хлеба и отправляли в город. Однако продотряды не только заготовляли хлеб. Они орга­низовали деревенскую бедноту в комбеды — комитеты бедно­ты. Вначале перед комбедами ставилась узкая задача — помочь продотрядам. Городские рабочие не могли определить, у кого есть запасы хлеба, и тем более, где этот хлеб спрятан. Но это, как правило, знали свои деревенские бедняки. Практическое значение комбедов оказалось значительно шире, чем предполагалось вначале: они стали органом власти в деревне. От сельских советов, которые были выборными орга­нами всего крестьянства, власть перешла к комбедам, органам диктатуры пролетариата, деревенской бедноты. В. И. Ленин счи­тал, что именно переход власти в руки комбедов явился социалистической революцией в деревне. На этот раз все было точно по большевистской программе: рабочий класс города, прод­отряды в союзе с деревенской беднотой, объединенной в комбе­ды, одержал победу над деревенской буржуазией и взял власть в свои руки.


Продолжение Продолжение Развитие сельского хозяйства Продолжение Кризис феодально-крепостнической Продолжение Национализация банков, транспорта и промышленности Продолжение Продолжение Продолжение 

 

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
Новости  


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

 
 
 
 
   
Партнеры: