С самого начала люди, жившие здесь, изготавливали лепную расписную посуду, хотя нередко пользовались и простой, неорнаментированной, но изготовленной на гончарном круге. Красочные, четко выписанные узоры геометрических орнаментов эффектно выделялись на общем красноватом фоне самих сосудов, создавая тонкое сочетание близких цветовых оттенков. Там же попадались в небольшом количестве и черепки чернополированной посуды, резко отличавшейся от остальной. По всей вероятности, она была привезена из соседнего Ирана.
Много загадок задали археологам люди, создававшие расписную посуду. Почему-то они совсем не изготавливали терракотовые статуэтки: ни для изображения своих богов, ни в качестве детских игрушек. Создается впечатление, что тогда существовал запрет на подобные статуарные изделия. Вообще повседневный быт общинников Тилля-тепе отличался скромностью и даже суровостью. Почти никаких украшений не нашли археологи при раскопках: редкие металлические изделия представлены оружием, преимущественно бронзовыми наконечниками стрел и, возможно, железными боевыми доспехами. До сих пор интригующей загадкой остаются погребальные обряды: ни одного захоронения не было найдено при раскопках холма на этой глубине. Не встречались они и в Южной Туркмении, где люди, изготавливавшие аналогичную расписную посуду, также не оставили ни одного захоронения. Остается либо думать, что могильники располагались далеко за пределами поселков, либо допустить, что у них существовали особые погребальные ритуалы, например сожжение умерших. Но и это еще не все. Главная загадка заключается в том, что до сих пор наука не располагает сведениями о том, кто были, откуда появились и куда ушли люди расписной керамики. И это несмотря на то, что вот уже более полувека над решением этой проблемы работают различные специалисты: археологи, антропологи, лингвисты, историки.
|