Главная  ГОУ ВПО МГИУ  Исторический клуб  Библиотека  Новости  Контакты 

Консультации о поступлении
 
 
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Рекомендуем:
 
 

История как наука

Предмет науки истории и ее место в системе исторических наук. Изучение гуманитарных дисциплин составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. К важнейшим общественным наукам относится история.
История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в кон-кретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содер-жанием истории вообще служит исторический процесс, который рас-крывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых со-хранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.
Соответственно и история – наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, граж-данской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру на-родов, и археология, изучающая историю по вещественным источни-кам древности – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам – поселениям, могильникам, кладам.
История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история России).
Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому понима-нию исторического процесса в целом. К их числу относятся: хроноло-гия, изучающая системы отсчета времени; палеография – рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика – исторические акты; нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрология – систему мер; флаговедение – флаги; гераль-дика – гербы стран, городов, отдельных семей; сфрагистика – печати; эпиграфия – надписи на камне, глине, металле; генеалогия – проис-хождение городов и фамилий; топонимика – происхождение геогра-фических названий; краеведение – историю местности, региона, края.
К наиболее значительным вспомогательным историческим дис-циплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография, задача которой описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.
История не только одна из двух тысяч существующих наук, служащих современному человечеству, но и одна из наиболее древних. История тесно связана с другими науками, в частности, с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической теорией, математикой, математической статистикой, языкознанием, литературоведением и др. В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.) и их взаимосвязи и взаимообусловленности. В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю. И на современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например, история физики, история музыки, история кино и т.д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки – такие, как историческая география, историческая геология и др.
Функции исторического познания. История выполняет не-сколько социально значимых функций. Первая – познавательная, ин-теллектуально развивающая, состоящая в самом изучении историче-ского пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции исто-ризма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.
Вторая функция-практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории. Русский историк В.О. Ключевский (1841-1911), определяя практическое значение знаний истории, исторического сознания, отмечал: «Каждому народу история задает двустороннюю культурную работу – над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своею собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями».
Третья функция – мировоззренческая. История создает докумен-тально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мысли-телях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение – взгляд на мир, общество, законы его развития – может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность – это исторические факты. История, ее фактологическая сторона, является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе. Чтобы выводы из истории стали научными, не-обходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.
История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвертая функция истории. Знание истории своего народа и всемир-ной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интер-национализм; показывает роль народа и отдельных личностей в раз-витии общества; позволяет познать моральные и нравственные цен-ности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.
Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.
Такой подход формирует потребность осмысливать действи-тельность не в статике, а в историческом процессе, в хронологической связи, в диалектике развития.
Методология науки и курса всеобщей истории. Метод (способ исследования) показывает, как происходит познание, на какой методологической основе, на каких научных принципах. Метод – это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Более двух тысячелетий назад возникли два основных подхода в историче-ской мысли, которые существуют и поныне: это идеалистическое и материалистическое понимание истории.
Представители идеалистической концепции в истории считают, что дух и сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Тем самым они утверждают, что человеческая душа и разум опреде-ляют темпы и характер исторического развития, а другие процессы, в том числе и в экономике, вторичны, производны от духа. Таким обра-зом, идеалисты делают вывод, что в основе исторического процесса находится духовное нравственное совершенствование людей, а чело-веческое общество развивает сам человек, в то время как способности человеку даны Богом.
Сторонники материалистической концепции утверждали и ут-верждают противоположное: так как материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, то именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и другие отношения между людьми. Для западной исторической науки более характерен идеалистический подход, для отечественной – материалистический. Современная историческая наука основана на диалектико-материалистическом методе, который рассматривает об-щественное развитие как естественно-исторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем нахо-дится под воздействием субъективного фактора посредством дея-тельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров.
Существуют также специально-исторические методы исследо-вания:
- хронологический – предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности;
- синхронный – предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе;
- дихронный – метод периодизации;
- историческое моделирование;
- статистический метод.
Принципы изучения исторических данных. Оъективность ис-торического познания обеспечивается и научными принципами. Принцип можно рассматривать как основное правило, которое необ-ходимо соблюдать при изучении всех явлений и событий в истории. Основными научными принципами являются следующие.
Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Всякое ис-торическое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем в конечном счете стало. Нельзя рассматривать событие или личность одновременно или абст-рактно, вне временных позиций.
Принцип объективности предполагает опору на факты в их ис-тинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон. Главное в обеспечении принципа объек-тивности – личность историка: его теоретические взгляды, культура методологии, профессиональное мастерство и честность.
Принцип социального подхода предполагает рассмотрение ис-торико-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обще-стве. Этот принцип (еще его называют принципом классового, пар-тийного подхода) обязывает соотносить интересы классовые и узко-групповые с общечеловеческими, учитывая субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей.
Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исто-рической альтернативности позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.
Только при соблюдении и сочетании всех принципов и методов познания могут быть обеспечены строгая научность и достоверность в изучении исторического прошлого.
Этапы развития исторической науки. Превращение историче-ских знаний в историческую науку осуществлялось в течение дли-тельного времени. Сейчас в развитии исторической науки выделяют следующие наиболее важные этапы.
1.Исторические представления Древнего мира. Сначала ис-торическая мысль развивалась в виде сказаний и мифов. Особенностью мифологического мышления, свойственного многим древним народам, был исторический пессимизм – идея о том, что «то, что было раньше, – лучше, чем сейчас». Так, древние индийцы считали, что «золотой век» человечеством уже пройден, а впереди – только тяжелый труд и всевозможные испытания.
Кроме того, мифологическое мышление связывало ход истории с деяниями богов. Так, в «Илиаде» Гомера причиной Троянской войны послужила ссора богинь. Тогда же вырабатывается концепция, со-гласно которой герои творят историю с помощью и по воле богов. В целом история человечества представлялась им как проявление воли божества: Рок определял судьбу народов.
Древнегреческий философ Эпикур (341-270 до н.э.) считал, что развитие истории осуществляется благодаря открытиям и изобрете-ниям гениев.
Высшими достижениями исторической мысли в эпоху Древнего мира были сочинения античных авторов – Геродота и Фукидида. Гре-ческого историка Геродота (между 490 и 480-ок. 425 до н.э.) считали «отцом истории». Он описал Древнюю Грецию, а также народы и страны, в которых побывал: Персию, Ассирию, Вавилонию, Египет, Скифию. Главный его труд – «История греко-персидских войн». Древнегреческий историк Фукидид (ок. 460-400 до н.э.) автор «Исто-рии», включающей восемь книг, посвященной Пелопоннесской войне, и считающейся вершиной античной историографии. Великим ан-тичным историком был и Полибий (ок. 200-ок. 120 до н.э.), предпри-нявший попытку создать всемирную историю. Его труд «История» (40 книг) охватывает историю Греции, Македонии, Малой Азии, Рима и других стран периода от 220 до 146 до н.э.
В Древнем Востоке также важную роль придавали культу про-шлого. Так, в Китае при каждом удельном правителе (впоследствии после объединения Китая – при дворе императора) находился исто-риограф. Ко II в. до н.э. появилось множество летописей, анналов, в основном локальных. Обобщил эти источники сын придворного ис-ториографа Сыма Таня – Сыма Цянь (145 или 135 – ок. 86 до н.э.), прозванный «китайским Геродотом». Главным делом всей жизни Сыма Цяня стали «Исторические записки» («Ши Цэи»), оказавшие весомое влияние на развитие исторической науки в Китае. С того времени в Китае стали составлять истории всех правящих династий.
2. Историческая мысль эпохи Средневековья развивалась под влиянием церковно-религиозной идеологии, поэтому в сочинениях, принадлежащих историкам разных стран и народов этого периода, исторический процесс общественного развития трактовался идеали-стически. Ведущей исторической концепцией раннесредневековой мысли Западной Европы стала концепция провиденциализма (по воле провидения), разработанная Августином Блаженным (354-430). По-пулярной, как и в древности, была теория великих людей и героев. Среди европейских историков этой эпохи выделяют Григория Тур-ского (538 или 539-593 или 594), Рауля Глабера (985 – ок. 1047), Ми-хаила Пселла (1018-ок. 1078 или ок. 1096). Григорий Турский – автор «Истории франков» в десяти книгах. Этот труд считается историче-ским памятником раннего Средневековья, его автора называют «отцом варварства».
На арабском Востоке наиболее крупными учеными-историками были авторы «всеобщих историй» Якуби (X в. н.э.), Абу Ханифа ад-Динавери (IX в.) и Табари (кон. IX – начало Х вв.). В Китае в XI в. го-сударственный деятель и историк Сым Гуан создал огромный труд (294 книги), охватывающий историю китайского народа с V по конец IX вв.
В средневековой России в начале XII в. было создано выдаю-щееся произведение русской общественно-политической мысли «По-весть временных лет», автором которой называют монаха Киево-Печерского монастыря летописца Нестора. Затем появилось «Слово о полку Игореве», посвященное неудачному походу Новгород-Северского князя Игоря Святославовича на половцев. Автор отмечает пагубность раздробленного состояния русских княжеств и необходи-мость их единения перед угрозой вражеского нашествия.
Изучение истории человечества получило новое развитие в эпоху Возрождения, перехода от Средневековья к Новому времени, когда засилью средневековой религиозной идеологии было противопос-тавлено культурное наследие античности. Усиливается интерес к па-мятникам древности. Зародились новые подходы к пониманию исто-рии. Итальянский политический деятель Н. Макиавелли (1469-1527) в работе «Государь» (1513) назвал одну из причин борьбы людей в ис-тории – имущественную.
3. В эпоху Нового времени некоторые западноевропейские ис-торики и философы, отбросив идею бога как творца истории, попы-тались объяснить причинно-следственную связь материального мира исходя из него самого. Итальянский философ, один из основополож-ников историзма Д. Вико (1668-1774) утверждал, что исторический процесс имеет объективный и провиденциальный характер. Все нации развиваются по циклам, состоящим из трех эпох: божественной (безгосударственное состояние, подчинение жрецам); героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или представительная монархия). А. Тюрго (1727-1781) – французский государственный деятель, философ-просветитель, эко-номист – считал, что историю общества движет человеческий разум. Философы Нового времени считали, что идеи правят миром. Они же развили после Цицерона (106-43 до н.э.) идею естественного права и позднее пришли к идее просвещенного монарха. Однако в целом за-падноевропейская историческая наука периода становления и утвер-ждения капиталистических отношений, т.е. Нового времени, несмотря на борьбу с феодально-церковными воззрениями на историю об-щества, оставалась на идеалистических позициях. Для воззрений уче-ных этого времени характерен дуализм: подходя к явлениям природы материалистически (хотя и метафизически), они в изучении истории оставались сторонниками идеализма, объясняя ход исторического процесса как проявление «воли Бога», «божественного провидения», «божественного мирового духа» или абсолютной «идеи». Крупней-шими ее представителями на Западе были Ф. Гизо (1787-1874), О. Тьерри (1795-1856), Ф. Минье (1796-1884), М. Генри (1818-1881), Т. Карлейль (1795-1881), М. Маколей (1800-1859). Французские истори-ки Ф. Гизо, О. Тьерри, Ф. Минье в первой половине XIX в. создали буржуазную теорию классовой борьбы, в которой признали классовые различия в обществе, но отрицали эксплуататорский характер буржуазного государства. В XIX в. немецкие историки Ф. Шлоссер (1776-1861) и В. Онкекн создали «Всемирную историю» (соответст-венно 19 и 46 томов).
Огромное значение для развития исторической науки имело ут-верждение в XIX в. исторического метода познания и появление мар-ксизма.
Исторический метод (принцип) подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся признавали до Маркса представители немецкого классического идеализма, например, Гегель (1770-1831). Однако последовательно принцип историзма был разра-ботан К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895). Его отли-чительная черта – распространение на все сферы объективной дейст-вительности – природу, общество, мышление. Маркс и Энгельс писа-ли: «Мы знаем только одну единственную науку-науку истории. Ис-торию можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны нераз-рывно связаны: до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга».
Историческая мысль Востока в XVII-XIX вв. переживает упадок; историки этого времени не выдвигают новых идей и концепций, а подражают древним авторам – и по содержанию работ, и по их форме.
В России в XVIII в. были предприняты первые попытки создать систематизированный свод отечественной истории. Это 7-томная «История Российская» В.Н. Татищева (1686-1756), «История Россий-ская» М.М. Щербатова (1733-1799) в 20 книгах.
Крупнейшим российским историком начала XIX в. был Н.М. Карамзин (1766-1826). Его главный труд – «История Государства Российского», написанная простым живым языком. За этой работой Карамзина последовали 29-томная «История России с древнейших времен» С.М. Соловьева (1820-1879), «Русская история» Н.И. Косто-марова (1817-1885) и «Курс русской истории» В.О. Ключевского (1841-1911). Специалистом по всеобщей истории был Т.Н. Грановский (1813-1855).
4. Бурное развитие получила историческая наука в Новейшее время (конец XIX-XX вв.). На этом этапе в западной исторической науке были разработаны различные концепции исторического разви-тия. Здесь следует назвать англичанина Арнольда Тойнби (1889-1975), американца Уолта Ростоу (р. 1916), Макса Вебера (1864-1920), Марка Блока (1886-1944), Алвина Тофлера (р. 1928) и др.
Среди наиболее известных отечественных историков Новейшего времени Ф. Платонов (1860-1933), М.Н. Покровский (1868-1932), Е.В. Тарле (1876-1955), В.В. Струве (1889-1965), С.Д. Сказкин (1890-1973), Е.А. Косминский (1886-1959), М.В. Нечкина (1901-1985), И.Д. Ковальченко (1928-1995), А. Нарочницкий, М.Н. Тихомиров (1893-1965), С.В. Бахрушин (1882-1950), М.А. Барг и др.
В 50-е гг. Академия наук СССР подготовила и издала 13-томную «Всемирную историю». Сейчас выходят тома новой «Всемирной истории», задуманной как 24-томное издание. В 1996 г. вышло уже бо-лее 10 томов.
Варианты периодизации истории. Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества. Периодизация – это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран.
Со времени развития исторической науки учеными-историками разработано множество различных вариантов периодизации общест-венного развития.
Так, древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.) делил ис-торию народов на пять периодов – божественный, золотой, серебря-ный, медный и железный, утверждая, что от века к веку люди живут все хуже. Древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) в по-нимании истории руководствовался теорией круга, в соответствии с которой развитие идет по одной и той же колее: зарождение, расцвет, гибель. При этом вектор истории практически отсутствует. Такой взгляд на историю идет по аналогии с жизнью человека, с кругами цивилизации, о чем будет говориться дальше.
Свой вариант периодизации по типу хозяйства предложил не-мецкий ученый Бруно Гильдебранд (1812-1878), который делил исто-рию на три периода: натуральное хозяйство, денежное хозяйство, кредитное хозяйство.
Русский ученный Л.И. Мечников (1838-1888) установил перио-дизацию истории по степени развития водных путей сообщения: реч-ной период (древние цивилизации), средиземноморский (средние века), океанический (новое и новейшее время).
Маркс исходя из принципа материалистического понимания ис-тории разработал вариант периодизации, положив в ее основу способ производства или формационную концепцию. В соответствии с этой теорией история человечества предстает как последовательная смена общественно-экономических формаций (первобытно-общинной, ра-бовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистиче-ской).
Способ производства – исторически конкретное единство про-изводительных сил и производственных отношений.
В отличие от Маркса западные ученые XX в. рассматривали ис-торический процесс как чередование одних и тех же «циклов» круго-ворота локальных цивилизаций. Крупнейший представитель этой теории – англичанин А. Тойнби. Несмотря на то, что выделенные им 13 основных цивилизаций развиваются независимо друг от друга, все они проходят в своем развитии одни и те же стадии: зарождение, расцвет, гибель.
Цивилизационный подход в поиске общих закономерностей ис-торического процесса основан на выявлении общности черт в поли-тической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того, здесь учитываются различия, порожденные географической средой обитания, историче-скими особенностями. Выделяются три основных типа цивилизации.
Народы без идеи развития, т.е. вне исторического времени. К этому типу относится первобытное состояние общества, для него ха-рактерны адаптация, гармония человека и природы, повторение тра-диций и запрещение нарушать, выраженное через табу. Этот тип ци-вилизации в настоящее время представлен отдельными племенами, сохранившимися в различных районах земного шара, например, – в Австралии, Африке, Америке, Сибири.
Восточный (циклический характер развития). Для этого типа ха-рактерны переплетение прошлого и настоящего, сохранение религи-озных приоритетов. Его отличают отсутствие ярко выраженных клас-совых различий и развитой частной собственности, наличие кастовых общин, которые не будучи связанными друг с другом, опираются на сильно централизованную власть. Прогресс в таком обществе идет циклами, замедленно.
Европейский (прогрессивный). В его основе – идея непрерывного развития. Этот тип становится общим для европейских стран с распространением христианства. Для него характерны рационализм, престиж результативного труда, развитая частная собственность, ры-ночные отношения, классовая структура с активно действующими политическими партиями, наличие гражданского общества. Все типы цивилизации равны перед историей, им присущи недостатки и досто-инства. В первом решена проблема гармонии человека и природы, но человек не самореализуется. Восточное же общество направлено на духовность, но не ценит личность. Европейская цивилизация дает че-ловеку шанс самореализации, но быстрые темпы развития приводят к мировым войнам, революции, острой социально-классовой борьбе.
Американский ученый Уолт Ростоу (социолог, политолог, эко-номист, историк) в 60-е годы XX в. разработал теорию стадий эконо-мического роста. Тогда он выделил пять стадий экономического роста:
- традиционное общество;
- период предпосылок или переходного общества;
- период «взлета» или сдвига;
- период зрелости;
- эра высокого массового потребления.
Ростоу считает, что он дал теорию истории в целом, являющуюся современной альтернативой марксизма. Общественно-экономическим формациям, выдвинутым Марксом, Ростоу противопоставляет стадии роста и идеальным типом эры высокого уровня массового потребления признает «английско-американский образец». В 70-е годы Ростоу дополнил свою схему шестой стадией – на этой стадии общество занято поиском путей качественного улучшения жизненных условий человека.



Из истории логики Значение логики Изучение логики Язык как знаковая система История Либеральная философия 

{LTS}

 

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
Новости  


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

 
 
 
 
   
Партнеры: