Главная  ГОУ ВПО МГИУ  Исторический клуб  Библиотека  Новости  Контакты 

Консультации о поступлении
 
 
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Рекомендуем:
 
 

Возникновении Вязьмы во времена языческие

Для подтверждения нашей мысли о возникновении Вязьмы во времена языческие, мы приведем еще два обстоятельства. Во-первых, одно преда­ние, сохранившееся в Вязьме, за достоверность которого ручаться, одна­ко, трудно. Впрочем, по одному нижеприведенному обстоятельству оно имеет вероятность. Вот это предание. В Вязьме существует так называе­мый «Ротвин колодец», весьма древнего происхождения. Если бы он на­зывался «Ротькин колодец», то мы произвели бы его от слова «Родион», т. е. это мог быть колодцем, принадлежащим какому-то Родиону, вероятно, когда-то его устроившему. Но нам пришлось встретить следующее преда­ние и толкование происхождения названного колодца. Будто бы слово «Ротвин» происходить от славянского «ротитися» (клятися, рота - клятва); а так как известно, что русские славяне клали требы озерам, рекам и колоде­зям и у вод делали гадания, то в Вязьме некоторые полагают колодезь этот когда-то, во времена языческие, был именно предметом почитания пред­ков наших язычников, а с утверждением христианства в Вязьме, дабы зат­мить о нем в умах христиан всякие воспоминания, связанные с ним, как с языческим святилищем, его стало ежегодно освящать христианское духо­венство. Действительно, на этот колодезь ежегодно бывает ход из Никит­ской церкви для освящения воды, от древнейших времен. То же обстоятель­ство, что ход этот бывает в «Иванов день», в день Ивановской горки, в день чисто-языческого праздника, делает более или менее вероятным такое пре­дание, так как и здесь можно видеть влияние духовенства.

Заметим, кста­ти, и то обстоятельство, что ход бывает именно из Никитской церкви, а не из ближайшей к нему Духовской или Троицкой церкви. Это последнее, по нашему мнению, отчасти свидетельствует о более древнем происхождении Никитской церкви пред двумя поименованными, и тоже в свою очередь подтверждает вероятность предания, тем более что здесь по преданию сто­ял и идол Перуна. Сам колодезь этот и иконы при нем находящиеся свиде­тельствуют о каком-то особенном значении его. Иконы при нем находящи­еся очень древние. Он также напоминает скорее часовню, чем простой колодезь, а это указывает на желание древнего духовенства затмить о нем языческое воспоминание. Не беремся утверждать верность этого предания, но заносим его в исторический очерк г. Вязьмы, как во всяком случае, лю­бопытный факт. Не подтверждает ли нашу мысль о существовании города Вязьмы во времена языческие и находка в нем языческих идолов, очевидно финского происхождения. Их было штук пять, небольшого формата. С. Писарев в своей статье «О городках Смоленской губернии» говорит: «Существование на Руси идолов у славян до призвания варягов, некото­рые отрицают. В Вязьме, теперешнем городе, едва ли сидели варяги в язы­ческую пору, а между тем об этом русском населенном месте идет преда­ние, что там стоял идол Перуна. Ужели об этом кумире будут говорить, что его поставили Варяги, а Финским богом он не мог быть».

И так эти два факта об идолах, а также предание о Ротвине колодце и все сказанное нами выше дают возможность заключить, что город Вязь­ма очень древний, возникший еще во времена языческие, и, во всяком случае, не позднее начала X или даже IX века.

Такому нашему выводу не противоречит и вообще состояние народона­селения Смоленского края в рассматриваемое время. По свидетельству ле­тописи и исследованиям наших историков, Смоленский край и в то время был довольно населен. По нему разбросаны были города и селения в до­вольно большом количестве. Этой, конечно, сравнительной по тому вре­мени, плотностью народонаселения, а равно и удобством географиче­ского положения Смоленска на великом водном пути объясняется весьма раннее развитие торговли Смоленска и участие его в Ганзейской торговле. Дорогобуж (1150 год), Ельня (Елна) (1150), Красный (1165), Рославль (Ростиславль) (1150) - все города, упоминаемые очень рано в наших лето­писях. Мы не приводим здесь многих не существующих уже теперь и мно­гих населений, существующих и существовавших в древности.

Имя же города Вязьмы в наших летописях не упоминается до 1239 года. В этом же году великий князь Ярослав II Всеволодович отдал ее в удел князю Андрею Владимировичу, по прозванию Долгая рука. Можно пола­гать, что Вязьма первоначально принадлежала к Смоленскому княжеству и что с 1239 года сделалась стольным градом особого удела Вяземского.

Воскрес, списке за известием о смерти Ярослава тотчас же помещено следующее: «и посем разделиша Смоленск на три части».



Откуда произошло название города  Левая сторона  Славянская колонизация  Аркадии Ведение христианства в городе Вязьме Князь Андрей Владимирович Границы Вяземского княжества Внимание литовцев Под властью литовских князей Неудачная попытка великого князя  

{LTS}

 

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
Новости  


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

 
 
 
 
   
Партнеры: