Такое сильное развитие торговли Смоленска, конечно, привлекало к участию в торгово-промышленных предприятиях и другие города Смоленской области, а в их числе и Вязьму. Возникновение этого города обязано географическому положению самой местности, где возникла Вязьма, и судоходному значению речки одноименной с городом.
Развитию торговли города Вязьмы способствовало также весьма выгодное положение его как по водному, так и по сухому пути. Река Вязьма, впадающая в Днепр при деревне Устье, в Вельском уезде, в 57 верстах от города, в настоящее время не только не судоходная, но и несплавная река. В XV и XVI веках, а следовательно и раньше, эта река была судоходна. Великий князь Московский Иоанн III, отправляя в 1494 году посла литовского Яна Лютавора Хребтовича, велел дать ему из Москвы до Можайска 30 подвод, из Можайска до Вязьмы тоже 30 подвод «а из Вязьмы велел дати Лютавору судно до Дорогобужа. Корабли, нагруженные в Вязьме товарами, шли по Вязьме в Борисфен (Днепр) и, наоборот, вверх по Борисфену ходили до Вязьмы», - говорит Герберштейн. Итак, на судоходность реки Вязьмы в XV и XVI вв. есть несомненное историческое указание, а если она была судоходной в XV и XVI вв., то таковой же, конечно, была и раньше. Важное торговое значение реки Вязьмы, а следовательно, и города, расположенного на ней, увеличивалось еще как нельзя больше благоприятным расположением в пределах бывшего Вяземского княжества и других рек. Двумя важными судоходными реками Вазузой (начинающейся в нынешнем Вяземском уезде) и Гжатью (впадающей в Вязьму, город Вязьма сообщался с Волгой и становился торговым центром системы двух главных рек Днепра и Волги. По этим рекам еще в начале XVIII в. из Москвы ходили суда с пенькой и хлебом и «с иными товарами». Теперь же Гжать совершенно обмелела. В настоящее время не только эти небольшие реки потеряли всякое свое торговое значение, но и Днепр в верхней части своей совершенно не судохо-ден. В XI и XII вв. в версте от Смоленска вниз по течению Днепра текла речка Смядынка, где была стоянка для русских и иностранных судов, теперь же от Смядынки не осталось и следа. Западная Двина вместе со своими притоками обмелела, но нет сомнения, что в древнее время, через приток ее Обшу, Вязьма при посредстве города Белого снабжала товарами Ригу, тем более, что с Ригой Вязьма в позднейшее время вела обширную торговлю. С этим же городом Вязьма могла вести торговлю и по р. Вязьме и вверх по Днепру, потом волоком и по Западной Двине. Днепром же и великим водным путем Вязьма могла вести торговлю и с Новгородом.
|