Главная  ГОУ ВПО МГИУ  Исторический клуб  Библиотека  Новости  Контакты 

Консультации о поступлении
 
 
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Рекомендуем:
 
 

Славянская колонизация

Сопоставляя все это, мы полагаем, что город получил свое название по реке, а не наоборот, река по городу. Признавая реку Вязьму издревле занятой финскими поселениями, мы, конечно, этим самым не отвергаем и того, что здесь уже очень рано были поселения славянские, русские. Славянская колонизация сюда направилась весьма рано, и народонаселе­ние первоначально было смешанным. Наконец, славянское племя окон­чательно поглотило финнов, оставив о них память только в некоторых названиях рек. Финны, говорит Н. Д. Квашнин-Самарин в своем иссле­довании об истории княжеств Ржевского и Фоминского, дали имена всем сколько-нибудь крупным рекам этого края, все они носят не славянские и чуждые для нас названия, как, например, Волга, Вазуза, Осуга и другие. Напротив того, ручьи называются почти все по-славянски: Белейка, Чер-нейка и другие. Это указывает нам, что финское население той местнос­ти (т. е. где были вышеназванные княжества, а Фоминское княжество было погранично с Вяземским) было немногочисленно и редко, что финны обитали главным образом по берегам больших рек, кормясь по всему ве­роятию, рыболовством и охотой, что леса и берега речек и ручьев распа­ханы уже славянами. Из числа названий небольших речек со славянским корнем, указывающих на поселения и около Вязьмы русского славянско­го племени мы приведем название речки и урочища: «Русятка» (всем из­вестного в Вязьме). Не происходит ли это от «Русь»? Во всяком случае, такое толкование происхождения слова «Русятка» вероятнее, чем толко­вание его географическое. Некоторые вязьмичи полагают, что тотчас за Вязьмой шли владения Польши в период Московской Руси, отсюда будто бы и название «Русятка». Но таковое мнение не оправдывается никакими данными истории, граница Руси и Польши здесь никогда не шла. Не ука­зывает ли и название речки Поляновки, протекавшей недалеко от горо­да, в нескольких верстах, и впадавшей в р. Вязьму, на поселение полян, называвшихся иначе русыю.

Что угро-финны были аборигенами и здешнем крае, с этим согласны многие. В момент переселения сюда кривичей (славян), последние застали финнов уже достигшими не­которой степени культурного развития. С самого начала своего колонизационного дви­жения кривичи селились смешанно с прочими славянскими и нордическими племена­ми. Так, напр., на восток от нынешнего города Юхнова, в направлении к Можайску, по pp. Протве и Угре, они обитади вместе с мерею, весью и голядью. (Голяди населяли нынешние Гжатский и Можайский уезды). См. «Смол. Вести.» 1882 г. № 77. Очерк исто­рии Смоленского края до XII века. Этнограф, состав населения и колонизация криви­чей. Автор этой статьи считает Вязьму, Вазузу также реками, происшедшими от финс­кого корня.

 Об этих границах речь будет в дальнейшем изложении истории города Вязьмы. Назва­ние местности «Русятка» произошло от названия речки того же имени, впадающей за городом в реку Вязьму.

Все сказанное нами убеждает нас в финском происхождении названия реки Вязьмы, а отсюда и название города по реке.

С вопросом о происхождении названия города связывается и вопрос о времени возникновения его. Город Вязьма весьма древнего происхож­дения. Правда, летописных данных, свидетельствующих о времени осно­вания города, нет. По летописям достоверная история Вязьмы начинает­ся только с 1239 года, когда великий князь Ярослав II Всеволодович (1238— 1246) отдал ее в удел князю Андрею Владимировичу, по прозванию Долгая рука. Но за неимением летописных данных раньше этого времени, у нас есть другого рода данные, свидетельствующие о древнейшем происхож­дении города Вязьмы. Это житие преподобного Аркадия, сомневаться в достоверности которого нет никаких оснований, а происхождение Арка­дия из Вязьмы неопровержимо. Существует местное предание, что Еф­рем Угрин, конюший св. Бориса, князя Ростовского и родной брат Георгия убитого вместе с Борисом, когда шел из Ростова на реку Альту, чтобы отыскать тело своего брата, то останавливался в Вязьме. С этим предани­ем соединяются и письменные известия, заключающиеся в древних жи­тиях преп. Ефрема и ученика его Аркадия, новоторжских чудотворцев. В житиях этих Вязьма именуется местом рождения Аркадия. Здесь-то, по свидетельству жития, и познакомился преподобный Ефрем с Аркадием, когда возвращался из Киева и шел в Торжок, а потом неоднократно посе­щал Вязьму, пока Аркадий не переселился окончательно в основанный преп. Ефремом Борисоглебский монастырь в Торжке. Известно, что убие­ние князя Бориса было 24 июля 1015 года, стало быть нет и не может быть

 


Исторический очерк города Вязьмы  Исторический очерк торговли и промышленности г. Вязьмы Cбор фактов Откуда произошло название города  Левая сторона  Аркадии Ведение христианства в городе Вязьме Возникновении Вязьмы во времена языческие Князь Андрей Владимирович Границы Вяземского княжества 

{LTS}

 

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
Новости  


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

 
 
 
 
   
Партнеры: