Вот это судное дело. Выборные от вяземского Предтечева монастыря люди посланы были «бить челом» преосвященному Варсофонию, митрополиту Сарскому и Подонскому, которому (как и видно из этого дела) подведомственна была тогда Вязьма, «на безчинства и неистовства» своего архимандрита Феодосия, от которого братии стало жить невозможно в Предтечевом монастыре». Челобитье это начинается жалобой «на безмерное пьянство» настоятеля монастыря и на то, что в таковом виде он бьет монахов напрасно своими руками и бранит «непотребными словами всячески», называя их ворами, еретиками, жидами, католиками, лютерами, богоотступниками. Потом челобитчики жалуются на небрежность архимандрита к богослужению, говоря, что «многажды» не ходил к заутрене «от питья» и уходил со службы до окончания, а в церкви «нередко чинил мятеж», кричал и бранил братию. Иногда дело доходило до того, что настоятель подходил к какому-либо старцу, начинал бранить его, а потом ухватит за волосы «и учнет его бить, побьет одного и перейдет к другому и того побьет». От этого нередко и служба прекращалась, ибо овладевало богомольцами смущение, и они подобно инокам спешили уходить из церкви.
На эту челобитную воспоследовала следующая резолюция преосвященного Варсофония: «Предтечева монастыря ко архимандриту послать грамоту: будет он впредь от такого зазора неуймется и его от архимандричества отставить и священно служения будет чужд», (т. е. будет лишен права священнодеиствия). В первое время после получения митрополичьей грамоты Феодосии Держал себя в монастыре и в городе довольно чинно и, по выражению вт0рОИ челобитной, «умеренно пил, воздерживался от ругательств, не бил братию, дозволяя это себе только относительно служек (послушников) и работных людей, исправнее ходил в церковь, редко выезжал из монастыря» Такая сдержанность Феодосия однако была не продолжительна и объяснялась главным образом тем, что он собирался ехать в Москву для объяснения с митрополитом. Но прежде этой поездки Феодосии отправил к митрополиту Варсофонию свою оправдательную «отписку» и в свою «очередь, жалуясь на свою братию, говорил, что эта братия, состоявшая Главным образом из Вяземских уроженцев, такова, что «прихожим старцам (т.е. из других городов и монастырей) в Предтечевом монастыре жить от них невозможно, ненавидят».
|