В 1674 году последовало Высочайшее повеление Алексея Михайловича на месте старого деревянного соборного храма в городе Вязьме воздвигнуть каменный. Все заботы по заготовлению материала и весь присмотр за производством работ его возложены были на вяземского наместника. В том же году на том месте, где и теперь стоит собор, в главной тогда крепости, между двумя огромными башнями положено было основание новому каменному собору. Жители города усердно помогали при постройке храма, работа шла быстро и к концу сентября 1676 года главный соборный храм с тремя приделами (главный придел во имя Живоначальной Троицы и два во имя трех святителей Московских и преп. Сергия) были окончены и освящены. Летом следующего 1677 года устроен был при соборе особый теплый каменный храм во имя Рождества Христова.
Хотя не сохранилось никаких памятников, по которым мы могли бы судить об отношении Алексея Михайловича к другим храмам города Вязьмы, но набожность государя и его сравнительно долгое пребывание в городе и неоднократное им посещение его заставляют предполагать, что он не оставлял своею благотворительностью и другие храмы города. Предание же говорит, что в бытность свою в Вязьме царь ездил к богослужению в мужской Предтечев монастырь. Но несомненно также, что царь земной приносил благодарственную молитву царю Небесному и в других храмах, особенно в тяжкую годину, посланную Богом по всей России и избавившую от свирепой болезни Вязьму и царское семейство, пребывавшее в ней. Предположение наше подтверждается тем, что во Фроловской церкви хранится дар Алексея Михайловича - небольшое Евангелие, подписанное его собственной рукой. Такой же дар был сделан соборной церкви Михаилом Федоровичем в 1641 году также с собственной ручной подписью. Дар также благотворительности Алексея Михайловича образ Колочинской Божией Матери в дворцовой церкви, иконы весьма уважаемой вязьмичами. В этот же храм было много и других его пожертвований. Вообще видно, что великие князья и цари московские любили поддерживать благолепие вяземских храмов и их благоустройство. Так еще до постройки Алексеем Михайловичем каменного соборного храма Михаил Федорович, в 1635 году на другой год после Поляновского мира, повелел исправить и переделать соборную церковь. Тогда главный придел переименован был из Николаевского в Троицкий. Об отношении других государей к вяземским храмам мы видели выше.
|