Главная  ГОУ ВПО МГИУ  Исторический клуб  Библиотека  Новости  Контакты 

Консультации о поступлении
 
 
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Рекомендуем:
 
 

Ведение христианства в городе Вязьме

Раннее введение христианства в городе Вязьме, быстрое распростране­ние его как в городе, так и в окрестностях его, заставляют нас отнести осно­вание города ко временам языческим, следовательно, ко времени раньшему, чем свидетельствует об этом единственный сохранившийся источник о су­ществовании города к началу XI века - это житие Аркадия преподобного.

В возникновении и существовании города Вязьмы во времена язычес­кие, убеждает нас сохранившееся до сих пор в Вязьме воспоминание о языческом празднике «горок». Не считая все народные (языческие) праз­дники и поверья возникшими в языческую эпоху, что было бы ошибочно, возникновение же сохранившегося в Вязьме языческого праздника горок мы, тем не менее, можем отнести к временам дохристианским. И вот по­чему. Известно, что некоторые из народных праздников, особенно отно­сящиеся к житейским потребностям, образовались в первые века русско­го христианства и подчинились идее оного. Итак, стало быть, первое ус­ловие праздников языческих, возникших во время христианства: смесь в них языческого элемента с христианским. В празднике горок, сохранив-

К такому способу определения времени «ведения христианства в Муроме прибегает проф. Голубинский в истории рус. церкви, т. I, стр. 179. Здесь он говорит: «Существование монастыря в Муроме н 1096 г. показывает, что христианство было водворено в нем не непосредственно пред сим годом, а по крайней мере лет за 10-15. 989-й и некоторое время 990 года употреблено было на насаждение веры Христовой в киевской области и в городах, лежащих на пути к Новгороду, куда миссионеры прибыли в том же 990 году. По известию Софийского Временника, Владимир Св. сам был «в Смоленской области» (Истор. Макария, стр. 19, примеч. 24), а это очевидно было очень скоро по введении им христианства в Киеве, так как в 989 уже году по вступлении Владимира в брак с гречес­кою царевной Анной он отдал одному из сыновей в удел Смоленск (см. Краткий Хро-нол. Очерк Истории города Смоленска. Смоленск, 1888 г.).

Мы не согласны с мнением И. Красноперова, что принятие смолянами христианской веры совершилось спустя только 25 лет после принятия ее киевлянами. Ранее этого времени, по его мнению, мы не имеем никакого основания предполагать о распространении хрис­тианской веры по Смоленскому краю. Нам кажется этому противоречит сказанное нами о преподобном Аркадии и о существовании уже в его время нескольких храмов в городе Вязьме. Приведенное г. Красноперовым место рукописи, найденной им в С.-Петербурге в рукописном отделении Императорской публич. библиотеки: «В лето (в 1013) крести Владимир всю землю Смоленскую», требует еще тщательной проверки. (Рукоп. эту см. в сборн. из древнехранилища Погодина, под № 1600). «Смоленский Вестник» 1882 г. № 96. Учреждение в Смоленске епископии. Летописные известия о крещении земли Русской относятся лишь к первым годам, т. е. именно к тому событию, которое в буквальном смыс­ле может быть названо крещением Руги. Но как потом христианство распространялось из года в год - до конца княжения Владимира, об этом нет в летописи прямых указаний («Стран.» 1889, февраль. Свят, равноапостольный князь Владимир - просветитель русск.). Для определения времени введения христианства следует изучать местную старину.

Не согласны мы с мнением г. Красноперова, что христианство на Руси распространялось чрезвычайно медленно, не отвергая того, что языческие обычаи в ней существовали довольно долго (выше цитируемая его статья).

шемся до сего времени в Вязьме, такой смеси вовсе нет. В нем чисто язы­ческие черты. В славянской языческой древности торжки и торги учреж­дались обыкновенно при капищах во время празднества в честь божеств. Так и в наш праздник горок, неотъемлемая его принадлежность и язычес­кая черта - торг и преимущественно лошадьми, что указывает на чисто земледельческий характер праздника, тем более что и начало празднова­ния его совпадает с началом летних работ. Кроме того, в этом празднике горок сохранилось языческое семейное значение их и рели­гиозно-погребальное, так как с «горками» совпадает конец свадеб, а празд­нуются они и теперь еще около кладбищ и на кладбищах без всяких хрис­тианских обрядов и обычаев. Далее известно, что празднества и игрища языческие по большей части совершались около берегов рек и озер, на горах, отсюда и название праздника «красная горка». Когда же развилась общественная и семейная жизнь в селениях, тогда и праздники народные вышли на улицу, тогда-то самобытность и общественность выразилась в пословице «На нашей улице праздник»1. Так ведь бывает и в Вязьме. Наши горки, начавшись в заговенье перед Петровым постом за городом, про­должаются уже в городе и празднуются на всех главных улицах. Отсюда и название некоторых из них по улицам.



Cбор фактов Откуда произошло название города  Левая сторона  Славянская колонизация  Аркадии Возникновении Вязьмы во времена языческие Князь Андрей Владимирович Границы Вяземского княжества Внимание литовцев Под властью литовских князей 

{LTS}

 

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
Новости  


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

 
 
 
 
   
Партнеры: