Главная  ГОУ ВПО МГИУ  Исторический клуб  Библиотека  Новости  Контакты 

Консультации о поступлении
 
 
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Рекомендуем:
 
 

СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ

      Современная герменевтика — это прежде всего реакция на фи­лософию Нового времени с ее культом рациональности и чело­века-одиночки, противопоставляемого внешнему миру. Когда такой способ философствования себя исчерпал, то в появивших­ся новациях человек стал пониматься не столько как рациональ­ное, сколько в качестве эстетически, этически, религиозно чув­ствующего существа. Новатором в этом отношении был датчанин Къеркегор. Он писал об экзистенции (существовании) человека, о связанных с этим переживаниях. В то же время новейшая философия не хотела что-либо про­тивопоставлять человеку — ни природу, ни Бога. Отсюда про­исходит на первый взгляд парадоксальное суждение, что чело­веку предшествует принцип ничто, принцип свободы. Так счи­тали наш Н.А. Бердяев и француз Ж. П. Сартр.
     Главная книга Сартра называется «Бытие и ничто». Человек свободен, а пото­му он сам ответственен за свои действия. Мало-помалу философы стали отказываться от рамок «ничто — человек» и поставили в центр своих изысканий «бытие челове­ка в мире», сокращенно «бытие-в-мире», где два дефиса призва­ны отобразить единство человека и мира. Эта позиция единства мира и субъекта разрабатывалась особенно тщательно Карлом Лсперсом и Мартином Хайдеггером. Ясперс, бывший врач-психиатр, рассматривает существова­ние человека в терминах переживаний (страсть, смерть, вина, со­мнение, отчаяние). Человек подлинен в пограничных, опасных ситуациях, особенно перед страхом смерти. Ясперс — экзистен­циалист, т.е. на первом месте у него интерес к переживаниям че­ловеком своего существования в мире. Хайдеггер уходит дальше Ясперса от психологического пони­мания бытия человека в мире. Он не желает быть экзистенциа­листом, который преувеличивает значение переживаний. Он на­зывает себя фундаментальным онтологом.
      Онтология — это учение о бытии. Так, Хайдеггер считает, что философия начина­ется с учения не о познании (как считали гении Нового време­ни, например Кант), а о бытии человека в мире. А домом это­го бытия является язык. Хайдеггер по праву должен быть назван основателем современной герменевтики. Таковым часто считают Ганса Гадамера, ученика Хайдеггера, но благодарный и благо­родный ученик не устает ссылаться на своего учителя. Крупнейшие представители герменевтики в Германии — Хайдеггер и Гадамер, во Франции — П. Рикер, в Италии — Э. Бетти, в России — С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев. Булгаков подчеркивал, что в слове «звучит мир». Флоренский счи­тал, что слово «сводит нас лицом к лицу с реальностью». Лосев — автор книги «Философия имени», которая насквозь пропитана герменевтической проблематикой.
       Итак, мы получили материал для уточнения определения гер­меневтики. Герменевтика — это философия о бытии человека в мире и понимании этого мира посредством языка и переживаний. Выше при определении герменевтики мы использовали цен­тральный для нее термин «понимание». Что такое понимание? Как понимает человек, бытийствующий в мире? Когда человек может с полным основанием утверждать, что он понимает? Ес­ли человек задает вопросы, то это свидетельствует о том, что он недопонимает. Вопрошание запускает процесс понимания. Но как в нем добиться успеха? Как достичь истины — вот во­прос вопросов. В науке понимание часто интерпретируют как подведение под понятие. Так делают, когда решают задачи по математике, фи­зике, другим учебным дисциплинам. Герменевт считает, что здесь нет подлинного понимания, а присутствует всего лишь объ­яснение. Понимание должно быть по-настоящему жизненным, оно должно иметь дело с сущим, а наука от многого просто-на­просто абстрагируется. В критике «бескровных» идеалов науки герменевт согласен с феноменологом. Однако по принципиаль­ным вопросам они расходятся. Феноменолог в основном ориентируется на созерцание, он стре­мится к миру посредством конструкции сознания. Но почему же не вступить в прямой контакт с внешним миром? Надо, счита­ет убежденный герменевт, твердо держаться вещи, не убегать от нее в сознание, не довольствоваться всего лишь созерцанием и его обработкой в сознании. Человек изначально находится в мире сущего, испытывает ин­терес к нему (на латинском «среди сущего» — интерессе, ина­че говоря, быть среди сущего значит интересоваться им). Одна­ко вещи закрыты от человека, у них есть свои границы. С дру­гой стороны, свои границы есть и у каждого человека.
       Понима­ние будет достигнуто и истина откроется, если удастся добить­ся слияния границ вещи и человека. Несколько примеров пояс­нят нам ситуацию. Допустим, у меня есть автомобиль. Как открыть его тайну? Дать ему возможность показать себя всесторонне, в совершенст­ве. А для это им надо пользоваться. Но не любым образом, ина­че он просто придет в негодность. Другой пример. На вопрос учителя сколько будет 5x4, уче­ник дает неправильный ответ «22». Герменевтически настроен­ный учитель не расценит такой ответ как торжество глупости, а увидит за ним потаенную сущность. Он постарается ее выяс­нить, ибо без этого он не в состоянии помочь ученику. Всякий предрассудок имеет свой, иногда глубокий, смысл. Еще пример (самого Хайдеггера): «Картина Ван Гога есть рас­крытие того, чем вещь, пара крестьянских ботинок, является в истине. Это сущее выступает в непотаенность своего бытия... В произведении искусства действенно произведена истина су­щего». Перед картиной Ван Гога остановится тот, для которого изображение двух истоптанных башмаков есть подлинный зов сущего. Ему-то и открывается истина. Истина есть, по Хайдеггеру, открывшаяся потаенность вещи. Не случайно мы говорим «истинный друг», «истинная любовь» и т.п. Согласно Хайдеггеру, человек заброшен в мир, он изначаль­но находится среди сущего, он заинтересован им и вместе с тем озабочен, испытывает чувство неопределенности, страха перед не­ведомым, и прежде всего в силу своей конечности, смертности. Понимание предполагает практическое действие, но оно с той же необходимостью есть выражение субъекта, его выкладка, интер­претация.
         Но всякая интерпретация имеет языковую, текстуаль­ную форму. В силу чего герменевтика и есть интерпретация текста. Понять текст — это значит найти в нем ответы на ряд вопро­сов, определяемых границами вопрошаемого, его образованием, вку­сом (эстетическим, например), талантом, традиционностью. Соглас­но Гадамеру, тщетны попытки видеть смысл текста в сознании его творца (ибо создатель текста сам есть часть мира, к тому же мы хотим познать непосредственно данное, точнее: заданное для на­хождения ответа), у текста нет собственного смысла вне его ин­терпретации, а в рамках этой интерпретации неуместен субъек­тивный произвол, ибо сам текст не произволен. Итак, понимание достигается в обеспечении слияния горизонтов текста и чело­века. При этом надо иметь в виду так называемый герменевти­ческий круг. Человек должен понять то, внутри чего он с самого начала находится, круговая зависимость связывает целое и его часть. Мы можем понять текст только как часть целого, о котором у нас есть некоторое предпонимание до начала интерпретации текста. Наконец, следует учесть, что понимание исторично, преходяще, временно, а это означает изменчивость самих горизонтов понима­ния. Каждое новое поколение интерпретирует по-своему.


О плюрализме в философии 5.2.ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИИ 5.3. ГЕРМЕНЕВТИКА ГЕРМЕНЕВТИКА А.Ф.ЛОСЕВА ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЕРМЕНЕВТИКИ Очная форма обучения Заочная форма отделения Семинарское занятие №1 

 

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
Новости  


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

 
 
 
 
   
Партнеры: