Главная  ГОУ ВПО МГИУ  Исторический клуб  Библиотека  Новости  Контакты 

Консультации о поступлении
 
 
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Рекомендуем:
 
 

ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ

Если местом становления аналитического направления в фи­лософии по праву можно считать Англию (Кембридж), где ра­ботали Мур, Рассел и Витгенштейн, то позднее центр движение переместился в Вену и Берлин (М. Шлик, Ф. Франк, О. Нейрапг, Р. Карнап, К. Геделъ, Г. Рейхенбах, К. Гемпелъ). Всех упо­мянутых философов объединял интерес к научному постижению мира, прежде всего на основе данных математики, логики и фи­зики. Много внимания уделялось «Логико-философскому трак­тату» Витгенштейна. Вторая мировая война вынудила абсолют­ное большинство философов эмигрировать в США, где они про­должали работать весьма продуктивно. Эмиграция способствова­ла тому, что аналитическая философия стала популярной в США, а в Англии она доминировала и до упомянутой эмиграции. Ана­литическая философия стала философией англоязычных стран. Потребовались годы для возвращения ее на европейский конти­нент. Рассмотрим основные идеи логического позитивизма, т.е. положительного учения, ясного, научного. Его еще называют не­опозитивизмом (дело в том, что в XIX веке тоже был позити­визм, его представителями являлись О. Конт и Э. Мах). Отрицание философии как учения о первых принципах. По мнению Карнапа, истинность философских предложений не­возможно обосновать. От философии следует отказаться в поль­зу науки, лишь она представляет собой обоснованное знание. Аналитические и синтетические предложения. Это разли­чение имело важное значение в неопозитивистском понимании предложения, истинность которого определяется его собственным содержанием, чего нет в случае синтетического предложения. При­меры аналитических предложений: «В квадрате все углы пря­мые», «Тела протяженны». По определению в квадрате все уг­лы прямые, а тела представляют собой нечто протяженное. При­меры синтетических предложений: «На столе лежит книга», «Студенты смеются чаще, чем их преподаватели». По определению стол не является чем-то таким, на чем непременно лежит книга. Истинность синтетических предложений устанавливает­ся эмпирическим путем. Неопозитивисты считали, что все предложения науки явля­ются либо аналитическими, либо синтетическими. Аналитиче­ские предложения логически необходимы (если я утверждаю, что существуют тела, то я должен также утверждать, что эти тела обладают протяженностью), синтетические предложения — эм­пиричны, они отражают экспериментальные данные. В соот­ветствии с этим можно разделить все науки на экспериментального (физика, химия, психология, история, социология) и экспериментальные (логика и математика). А предложения фило­софии не аналитичны и не синтетичны, они бессмысленны. Это ясно уже из того, что философия толкует о реальных явлениях, но не имеет собственной экспериментальной базы. Пройдут годы, прежде чем рассматриваемое воззрение будет подвергнуто аргументированной критике. Современный амери­канский философ Уильям Куайн обвинит неопозитивистов в том, что они слишком жестко отделили друг от друга аналитические и синтетические предложения. Следует учитывать их взаимосвязь. А это означает, что в эксперименте проявляется теория в целом, в том числе и правомерность аналитических, равно как и фило­софских предложений. Философские предложения не являются бессмысленными, они тоже научны. Верификация (проверяемость). Согласно принципу верифика­ции, достоверность синтетических предложений выявляется в эксперименте. Проще говоря: не доверяй, а проверяй; проверяй каждое суждение. С этой целью сложный текст надо разложить на элементарные предложения (их также называли протоколь­ными предложениями, или предложениями наблюдения). Элемен­тарное предложение проверяется фактами. Допустим, мне надо удо­стовериться в истинности утверждения: «Все студенты группы "Эко­номика" ростом выше 160 см». Это утверждение будет сведено к пред­ложениям: «Рост студента X группы "Экономика" выше 160 см». Вместо X надо будет подставлять имена из списочного состава груп­пы. Если в группе 22 человека, то мы получим 22 элементарных предложения, истинность которых легко установить в эксперимен­те, т.е. в нашем случае измеряя рост студентов. Казалось, что найдена суть истины. Все просто, все ясно. Но вдруг гром среди ясного неба: самый главный призыв «Все проверяй фактами» нельзя проверить фактами. Что делать? Не отказывать­ся же от главного принципа, ибо ему не видно замены. Выход один — согласиться с тем, что в основе научного понимания ле­жат философские принципы («Все проверяй фактами» — типич­ный философский принцип, ибо он обладает универсальным со­держанием), которые невозможно проверить фактами непосред­ственно. Нельзя поставить эксперимент, который бы явился обоснованием философского принципа. Как уже не раз подчер­кивалось, философские принципы являются обобщениями все­го массива экспериментов. История с принципом проверяемости показывает, что при всем желании от философии не избавиться. Стремление к ясности и простоте должно включать философские положения. Без философии так называемое простое и ясное объяснение сродни простовато­сти, научной поверхностности. Физикализм. Физикализм — это убеждение, что в эмпири­ческих науках все предложения должны в конечном счете сво­диться к предложениям физики. В основе физикализма лежит все то же стремление к ясности. Что такое биологическое, жизнь, социальное, политическое? В конечном счете физическое, утверж­дали неопозитивисты. На первый взгляд физикализм вполне состоятелен. Но после­довательно проводить этот принцип за пределами физики, напри­мер в биологии или политологии, еще никому не удавалось. Почему? Потому что физическое — это не само биологическое и со­циальное, а лишь его фундамент. Известно, например, что демо­кратия — это вполне реальное политическое состояние общест­ва. Но в свойствах элементарных частиц политическую демокра­тию не разглядеть. Либо потому, что само развитие материи вклю­чает необъяснимые переходы (например, от неживого к живому), либо в силу недостаточно высокого уровня современной науки. Пока у нас нет достаточных данных для выбора между двумя эти­ми «либо». Добро — это чувство, его нельзя обосновать фактами, счи­тали неопозитивисты, особенно четко защищал эту позицию ан­гличанин А. Айер. Моральные предложения, считал он, не мо­гут быть истинными или ложными, они являются выражения­ми эмоций. Этика, как и все гуманитарные дисциплины, чуж­да идеалам науки. Итак, неопозитивизм, или логический позитивизм, сущест­венно прояснил содержание научного знания, вызвал к жизни многие новые проблемы, в том числе и философского порядка. Что касается философского знания, то оно было существенно ре­абилитировано уже в работах постпозитивистов (после неопози­тивистов), являющихся, как и неопозитивисты, сторонниками научного построения знания.



2154 МУК семин История философии 190201 080801 080507 080109 о.о. з.о. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ФРЕГЕ, РАССЕЛ, МУР ВИТГЕНШТЕЙН Авто ПОСТПОЗИТИВИЗМ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ 5.5. ПОСТМОДЕРНИЗМ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОСТМОДЕРНИЗМА 6. ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА 

 

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
Новости  


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

 
 
 
 
   
Партнеры: