Главная  ГОУ ВПО МГИУ  Исторический клуб  Библиотека  Новости  Контакты 

Консультации о поступлении
 
 
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Рекомендуем:
 
 

Иммануил Кант

В центра внимания Канта — человек и вопрос: что я могу знать? Прежде чем рассуждать о других вопросах, считает Кант, надо разобраться с тем, как получается знание, почему вообще оно возможно, почему возможна наука. По Канту, наука, искус­ство, мораль возможны благодаря уникальным способностям души (сознания) человека. Схематически сам Кант изображал свою философскую систему в следующем виде (два последних столб­ца добавлены нами. — В.К.).

Способности

души в

сово­купности

Познава­тельные способно­сти

Априор­ные прин­ципы

Примене­ние их к

Получае­мые суж­дения

Основ­ные цен­ности

Познава­тельная способность

Рассудок

Законо­мерность

Природе

Теорети­ческие

Истина

Чувства удовольст­вия и неудо­вольствия

Способ­ность суждения

Целесо­образ­ность

Искусству

Эстети­ческие

Красота

Способность желания

Разум

Конечная цель

Свободе

Практи­ческие, или нрав­ственные

Добро

В первом столбце приведены три способности души, не суще­ствует у души других способностей. Совокупная познавательная способность состоит из трех познавательных способностей, кото­рые указаны во втором столбце. Чувства удовольствия и неудо­вольствия всегда сопровождаются способностью суждения утверж­дать или отрицать наличие этих чувств. Способность желания со­провождается разумом, разум определяет, что человек желает и ка­ким образом он будет добиваться желаемого. Разум — это выс­шая познавательная способность души.

В третьей колонке даны три фундаментальных принципа, бла­годаря которым человек является тем, чем он является, социаль­ным существом. Эти принципы Кант называет априорными, что в переводе с латинского означает предшествующие опыту (а не следующие из опыта). Кант не объясняет, откуда появляются эти принципы, они даны до опыта. По сути же, речь идет все о тех же идеализациях. Мы уже объясняли, как человек при­ходит к ним.

Первый принцип — закономерность, благодаря этому прин­ципу существуют наука (как система знаний о природе), теория и истина (смотрите первую строку).

Второй принцип — целесообразность; имеется в виду, что все существующее в мире интерпретируется человеком либо к его удов­летворению, либо неудовлетворению. Не обладал бы человек принципом целесообразности, не было бы искусства, эстетичес­ких суждений, идеала красоты (смотрите вторую строку).

Третий принцип — конечная цель, если бы не было ее, то отсутствовало бы представление о свободе, о смысле практических действий, а смысл этот — добро (смотрите всю третью строку).

В названиях главных книг, написанных Кантом, присут­ствует слово критика. «Критика чистого разума», «Критика спо­собности суждения». Для Канта критика — это обнаружение некоторых границ. Рассудок хорош в науке, но человек живет не только наукой. Поэтому человек развивает способность суждения, которая хороша в искусстве, но недостаточна для практики, где приходится использовать ра­зум, который один позволяет реализовать идеалы добра. Толь­ко теперь, после реализации всех способностей, образующих един­ство, становится полноценной практическая жизнь человека.

Свободным является лишь человек, способный действовать в со­ответствии с всеобщими целями. Разумная воля — это практи­ческий разум. Религия разума — это чистая вера в добро, в соб­ственные моральные устои. Бог — это просто абсолютно нравст­венный закон. Практическому разуму открывается абсолютный, всеобщий и необходимый нравственный закон: «поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Скажем попроще, посту­пай так, как велит закон общества, закон, который каждому че­ловеку дан априорно, до всякого опыта.

По Канту, лгать нельзя ни при каких обстоятельствах. По­чему? Потому что это закон общества, в отсутствие которого об­щество разваливается. Над Кантом посмеивались и развивали другую точку зрения. Говорили, что правомерность лжи опреде­ляется ее последствиями. Если последствия лжи хороши, то это оправдывает ложь (пленного, например, или врача у постели боль­ного); не каждый, мол, имеет право на правду (например, пре­ступник). Кант же вновь объяснял: есть всеобщий закон, его нель­зя нарушать. Постарайтесь понять Канта. Кстати, на чьей сто­роне ваши симпатии? На стороне Канта или же его оппонентов?

Не ждите от автора окончательных решений, в философии они не всегда уместны. Наша позиция будет изложена на страницах, посвященных теме ответственности.



Философия возрождения «Bозрождениe» Рене Декарт Джон Локк Галилей и Ньютон Гегель Карл Маркс Энгельс, Ленин, Сталин, неомарксисты Ницше Предки восточных славян 

{LTS}

 

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
Новости  


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

 
 
 
 
   
Партнеры: