Главная  ГОУ ВПО МГИУ  Исторический клуб  Библиотека  Новости  Контакты 

Консультации о поступлении
 
 
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Рекомендуем:
 
 

Гегель

Философия Канта во многих отношениях считается образ­цовой, но и она не является окончательной истиной. На этом осо­бенно резко настаивал Георг Гегель, еще один выдающийся не­мецкий философ.

Кант противопоставлял субъекту внешний мир, объект. Субъект в соответствии с априорными принципами сознания упорядочивает ощущения, которые он получает от своего окру­жения, и таким образом осваивает мир. Согласно Канту, субъ­ект и объект настолько резко отличаются друг от друга, что о их какой-либо одинаковости не может быть и речи. Против этого как раз и выступает Гегель.

Гегель считает, что благодаря своему мышлению человек об­наруживает одинаковость (философы говорят тождественность) субъекта и объекта. Эту одинаковость, тождественность, общность Гегель называет старым словом идея.

Еще одна мысль Гегеля состоит в том, что само обнаружение идей, уяснение человеком их достоинств (в мире нет ничего важ­нее, чем идеи) вынуждает начинать философствование не с субъ­екта, а с самих идей. Философия есть постижение мира в идеях.

По Гегелю, идеи существуют на трех уровнях: Итак, согласно Канту, идеи существуют в сознании, а соглас­но Гегелю, — в мире.

Гегель писал: «Я взял на себя труд способствовать возвыше­нию философии до уровня науки». С этой целью Гегель строит систему идей, старается вывести из одной идеи следующую (смотрите список идей на рисунке). Все это означает, что фило­софия оказывается наукой идей, самой универсальной логикой, логикой движения идей, диалектической логикой.

Со словом диалектика мы уже знакомы, в античной фило­софии под диалектикой понималось искусство спора, обнаруже­ния заблуждений и их последовательного преодоления. Сократ и Платон считали, что заблуждения мысли достойны порица­ния, критики, их надо избегать не менее, чем болезней. Арис­тотель формулирует даже закон о недопустимости противоре­чий. Гегель придерживается другого мнения. По большому сче­ту, полагает Гегель, противоречия неискоренимы и присущи каждой идее. Не всякое противоречие есть заблуждение. Проти­воречие есть сущность, корень движения идей, то, что вынуж­дает человека восходить от одной идеи к другой, все более и бо­лее содержательной, богатой, не абстрактной, а конкретной.

Кто прав, Аристотель и миллионы его почитателей из чис­ла формальных логиков и математиков (логические противоре­чия — это заблуждения) или Гегель и сторонники диалектиче­ской логики (логика есть переход от одних противоречий к дру­гим)? На наш взгляд, более прав Аристотель, правильная ло­гика должна избегать противоречий. Правоту Гегеля мы видим в другом: в жизни человека череда проблем не заканчивается окон­чательным решением.

«Я считаю, — писал Гегель, — что мировой дух скомандовал времени "вперед". Этой команде противятся, но целое движет­ся, неодолимо и неприметно для глаз, как бронированная и со­мкнутая фаланга, как движется солнце, все преодолевая и сме­тая на своем пути». Мировой дух (выражение звучит довольно мистически) — это совокупность идей, их движение. Философия Гегеля выступает как яркое выражение процессуальное, исто­ричности рассматриваемых явлений. В этом состоит одно из до­стоинств философии Гегеля.

В античности мировые процессы считали цикличными. Как учил, например, Гераклит, мировой огонь то вспыхивает, то уга­сает, периодически охватывая весь мир. В средние века ждали второго пришествия Христа, на Руси это ожидание было особен­но томительным в 1491 году, когда по церковным, не оправдав­шимся расчетам должен был появиться Бог-сын; полагали, что второе пришествие Христа установит вечное состояние, история человека будет остановлена.

В Новое время по целому ряду причин и прежде всего в си­лу и на фоне нарастающего индустриального развития все более детально разрабатывается идея прогресса. Гегелевская диалек­тика, его упомянутое «вперед» как раз и выражают идею про­гресса.

Благодаря Гегелю разум стал, как любят выражаться фило­софы, историчным, развивающимся. Идея развития становит­ся одной из центральных.



«Bозрождениe» Рене Декарт Джон Локк Галилей и Ньютон Иммануил Кант Карл Маркс Энгельс, Ленин, Сталин, неомарксисты Ницше Предки восточных славян Киевская русь (Х – ХII вв.) 

 

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
Новости  


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

 
 
 
 
   
Партнеры: