Главная  ГОУ ВПО МГИУ  Исторический клуб  Библиотека  Новости  Контакты 

Консультации о поступлении
 
 
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Рекомендуем:
 
 

Философия Платона

Концепция идей. Платон — выдающийся мыслитель антич­ности, ученик Сократа, он развивает его представления. Стра­тегия та же: на первом плане этика, а не натурфилософия. Серд­цевину же философии Платона составляет концепция идей.

Вещи не рассматриваются Платоном только в их кажущем­ся столь привычным эмпирически-чувственном существовании. Для каждой вещи фиксируется ее смысл, идея, которая, как вы­ясняется, для любой вещи данного класса вещей одна и та же и обо­значается одним именем. Есть множество лошадей, карликовых и нормальных, пегих и вороных, но у всех у них есть один и тот же смысл — лошадность. Соответственно можно вести речь о бла­гом вообще, прекрасном вообще, зеленом вообще, доме вообще.

Идея — это то самое единое, которое составляет суть много­образия. Итак, проблему единого и многого Платон разрешает следующим образом: единое это идея, а ее проявления это мно­гое. Идея соотносится как с материальными, так и с душевны­ми явлениями. Универсальность идей показывает, что они пред­ставляют собой мощнейшее философское средство!

Но что же такое идея? Сложный вопрос. Если бы речь шла просто об отдельной материальной вещи, то можно было бы указать на нее пальцем: «Вот, смотри, объяснять нечего, сам все видишь». В случае с идеей пальцем показать не на что. Придет­ся поразмыслить. Рассмотрим пример самого Платона.

Известно много прекрасных вещей. Но каждая вещь прекрас­на по-своему, поэтому нельзя прекрасное связывать с одной вещью, ибо в таком случае другая вещь уже не была бы прекрасной. Но все прекрасные вещи имеют нечто общее — прекрасное как таковое, это их общая Идея, или Эйдос, или Сущность. Все три термина — идея, эйдос, сущность — обозначают одно и то же, единое.

Прекрасное как идея присуще вещам в разной степени, по­этому есть более и менее прекрасные вещи. Прекрасное не есть что-то физическое, его нельзя взвесить, потрогать руками, под­вергнуть рентгену, оно есть нечто за физическое, по-гречески метафизическое. Его нельзя увидеть глазами, но только умом, оно умозрительно. Каким образом можно «увидеть» умом идею? Платон разъясняет.

Если вы хотите уразуметь прекрасное, то обратите свое вни­мание на те вещи и явления, которые признаются прекрасны­ми. Установите, что менее и что более прекрасно. По определению ближе всего к идее прекрасного стоит самая прекрасная вещь. Сознавая это, вы переходите от красивой вещи к прекрасной и под конец совершаете предельный переход, скачок, достигая самой идеи прекрасного. Приведенная ниже схема поясняет ситуа­цию. Вещи, о которых шла речь, могут иметь как физическую, так и нефизическую природу.

Идея прекрасного как раз и сообщает всем вещам прекрас­ное. Иначе говоря, она есть образец, модель, или, как часто вы­ражались греки, парадигма. Если мы хотим уразуметь прекрас­ное в вещах, нам следует на только что приведенной схеме, на­чиная от идеи прекрасного, пройти путь в обратном направле­нии (против стрелочек).

Где расположены идеи? По поводу месторасположения идей возможны три главных ответа.

Идеи находятся в физических вещах. Идеи — это творение ума человека, следовательно, они на­ходятся в уме человека.

Идеи находятся не в материальных вещах и не в уме че­ловека, а в некоем третьем мире, который Платон называл Гиперуранцей (дословно: по ту сторону неба).

Платон придерживался третьей точки зрения, она пред­ставляется нам парадоксальной. Современные исследователи из­бегают неясных выводов. Они, говоря об идеях, подчеркивают два обстоятельства. Во-первых, что вроде бы признается всеми, реальные вещи обладают сходными характеристиками. Во-вто­рых, специальные научные методы позволяют вскрыть такие об­щие черты явлений, которые не «бросаются» в глаза, но суще­ствуют. В этой связи вместо слова «идея» используются терми­ны «понятие», «идеализация». Именно учение о понятиях и идеализациях является современным пониманием природы идей.

Какая идея наиважнейшая? Платон не считал все идеи рав­нозначными. Вслед за Сократом он превыше всего ставил идею блага. Для него благо было причиной всего прекрасного как в ми­ре, так и в жизни людей. Так, мир познаваем благодаря благу. Благо, по Платону, это — мировой принцип. Современные фи­лософы придают благу более земное содержание, они обычно счи­тают его ценностью, сознательно избранным человеком образом действия по достижению добра, успешного совместного житель­ства людей.

 {SITELINK-S58}продолжение >>>{/SITELINK}



Китайская философия Античная натурфилософия Античная натурфилософия Античная натурфилософия Античная натурфилософия Философия сократа Философия Платона Философия Платона Философия Аристотеля Философия Аристотеля 

{LTS}

 

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
Новости  


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

 
 
 
 
   
Партнеры: