Главная  ГОУ ВПО МГИУ  Исторический клуб  Библиотека  Новости  Контакты 

Консультации о поступлении
 
 
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Рекомендуем:
 
 

6. ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА

Своеобразие российской философии на нынешнем этапе ее раз­вития во многом определяется двумя обстоятельствами. Во-пер­вых, сохранением идущей от Маркса, Энгельса и Ленина диалектико-материалистской традиции. Во-вторых, содержанием русской философии, восходящей к философии B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского. Так как философия марксизма рассматривалась выше, ограничимся перечислением и кратким комментарием основных положении диалектического и истори­ческого материализма. Основной вопрос философии — это вопрос о соотношении ма­терии и сознания. Материалисты, считают первичной мате­рию. Идеалисты считают первичными идеи, сознание. Матери­алисты правы: 10 миллионов тому назад планета Зем­ля была, а людей с их сознанием не было. Трудно найти среди современных философов кого-либо, кто бы отрицал этот факт. К со­жалению, противопоставление материалистов и идеалистов ма­ло что дает для решения действительно актуальных проблем. Важ­но понять природу сознания, его активность (благодаря которой, кстати, человек и узнал, что Земля существовала до человека). Но в указанном отношении простой рецепт — «материя первич­на»-не «работает». Мир познаваем. Имеется в виду, что нет таких тайн, кото­рые рано или поздно не будут раскрыты и изучены человеком. Многие философы вслед за постпозитивистом Карлом Поппером предпочитают рассуждать просто о «росте знания» (зачем, мол, ссылаться на некие тайны). Сознание есть продукт высокоорганизованной материи. Опять же возникает вопрос о природе самого сознания. Познание — это отражение действительности в процессе восхождения от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Практика — критерий истины. Многие из современных философов считают, что познание есть не отра­жение действительности, а конструирование ее моделей, образ­цов, в которых присутствует активность сознания (вспомните фе­номенологов, их внимание к процессу воображения). Материя и сознание развиваются диалектически, от одно­го противоречия к другому; противоречия — это единство и борьба противоположностей. Тезис о противоречивости мира у многих вызывает возражение. Каждому известно, что логика, наука о мышлении, запрещает противоречия. Познание про­блемно, но непротиворечиво. Закон единства и борьбы противо­положностей, известный, между прочим, с античности, не поль­зуется уважением в современной науке. Дело в том, что содер­жание законов физики, биологии, социологии, других наук нельзя втиснуть в узкие рамки представлений о единстве и борь­бе противоположностей. Представьте себе на основе закона про­тивоположностей товарно-денежные отношения. Вам придется утверждать, что все едины (не могут обойтись друг без друга), но вместе с тем находятся в состоянии борьбы (каждый пресле­дует свой интерес). Вроде бы мы даем правильную интерпрета­цию происходящему, но вряд ли ею удовлетворится экономист. Он объяснит, что для понимания товарно-денежных отношений надо использовать понятия спроса, предложения, денег и т.д. Экономический базис, совокупность производительных сил и производственных отношений, определяет характер политических, социальных и духовных отношений в обществе (это ос­новное положение исторического материализма). Многие фило­софы считают, что далеко не всегда именно экономика играет в об­ществе решающую роль. В зависимости от обстоятельств на пер­вый план могут выходить самые разнообразные, не обязательно экономические общественные отношения. Развитие экономических отношений и деятельность пролетариата обеспечат победу социализму, который сменится коммунизмом. Эта гипотеза пока не нашла своего подтвержде­ния. Религия — опиум для народа. Мало кто согласится ныне с та­кой явно упрощенной трактовкой религии. Влияние диалектического и исторического материализма в нашей стране ослабевает. Эта философия перестала быть офи­циальной доктриной нашего государства. Трудно отделаться от мысли, что диалектический и исторический материализм попал в зону затяжного кризиса. В чем скрыты истоки неудач диалектического и историческо­го материализма? Прежде всего в недостаточной философской про­работке достижений наук, искусств и практик XX века.



ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ ПОСТПОЗИТИВИЗМ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ 5.5. ПОСТМОДЕРНИЗМ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОСТМОДЕРНИЗМА ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ Свиной грипп ФИЛОСОФИЯ В.С.СОЛОВЬЁВА ФИЛОСОФИЯ Н.А.БЕРДЯЕВА ФИЛОСОФИЯ А.Ф. ЛОСЕВА 

 

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
Новости  


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

 
 
 
 
   
Партнеры: