Главная  ГОУ ВПО МГИУ  Исторический клуб  Библиотека  Новости  Контакты 

Консультации о поступлении
 
 
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Рекомендуем:
 
 

6. ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА

Своеобразие российской философии на нынешнем этапе ее раз­вития во многом определяется двумя обстоятельствами. Во-пер­вых, сохранением идущей от Маркса, Энгельса и Ленина диалектико-материалистской традиции. Во-вторых, содержанием русской философии, восходящей к философии B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского. Так как философия марксизма рассматривалась выше, ограничимся перечислением и кратким комментарием основных положении диалектического и истори­ческого материализма. Основной вопрос философии — это вопрос о соотношении ма­терии и сознания. Материалисты, считают первичной мате­рию. Идеалисты считают первичными идеи, сознание. Матери­алисты правы: 10 миллионов тому назад планета Зем­ля была, а людей с их сознанием не было. Трудно найти среди современных философов кого-либо, кто бы отрицал этот факт. К со­жалению, противопоставление материалистов и идеалистов ма­ло что дает для решения действительно актуальных проблем. Важ­но понять природу сознания, его активность (благодаря которой, кстати, человек и узнал, что Земля существовала до человека). Но в указанном отношении простой рецепт — «материя первич­на»-не «работает». Мир познаваем. Имеется в виду, что нет таких тайн, кото­рые рано или поздно не будут раскрыты и изучены человеком. Многие философы вслед за постпозитивистом Карлом Поппером предпочитают рассуждать просто о «росте знания» (зачем, мол, ссылаться на некие тайны). Сознание есть продукт высокоорганизованной материи. Опять же возникает вопрос о природе самого сознания. Познание — это отражение действительности в процессе восхождения от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Практика — критерий истины. Многие из современных философов считают, что познание есть не отра­жение действительности, а конструирование ее моделей, образ­цов, в которых присутствует активность сознания (вспомните фе­номенологов, их внимание к процессу воображения). Материя и сознание развиваются диалектически, от одно­го противоречия к другому; противоречия — это единство и борьба противоположностей. Тезис о противоречивости мира у многих вызывает возражение. Каждому известно, что логика, наука о мышлении, запрещает противоречия. Познание про­блемно, но непротиворечиво. Закон единства и борьбы противо­положностей, известный, между прочим, с античности, не поль­зуется уважением в современной науке. Дело в том, что содер­жание законов физики, биологии, социологии, других наук нельзя втиснуть в узкие рамки представлений о единстве и борь­бе противоположностей. Представьте себе на основе закона про­тивоположностей товарно-денежные отношения. Вам придется утверждать, что все едины (не могут обойтись друг без друга), но вместе с тем находятся в состоянии борьбы (каждый пресле­дует свой интерес). Вроде бы мы даем правильную интерпрета­цию происходящему, но вряд ли ею удовлетворится экономист. Он объяснит, что для понимания товарно-денежных отношений надо использовать понятия спроса, предложения, денег и т.д. Экономический базис, совокупность производительных сил и производственных отношений, определяет характер политических, социальных и духовных отношений в обществе (это ос­новное положение исторического материализма). Многие фило­софы считают, что далеко не всегда именно экономика играет в об­ществе решающую роль. В зависимости от обстоятельств на пер­вый план могут выходить самые разнообразные, не обязательно экономические общественные отношения. Развитие экономических отношений и деятельность пролетариата обеспечат победу социализму, который сменится коммунизмом. Эта гипотеза пока не нашла своего подтвержде­ния. Религия — опиум для народа. Мало кто согласится ныне с та­кой явно упрощенной трактовкой религии. Влияние диалектического и исторического материализма в нашей стране ослабевает. Эта философия перестала быть офи­циальной доктриной нашего государства. Трудно отделаться от мысли, что диалектический и исторический материализм попал в зону затяжного кризиса. В чем скрыты истоки неудач диалектического и историческо­го материализма? Прежде всего в недостаточной философской про­работке достижений наук, искусств и практик XX века.



ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ ПОСТПОЗИТИВИЗМ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ 5.5. ПОСТМОДЕРНИЗМ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОСТМОДЕРНИЗМА ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ Свиной грипп ФИЛОСОФИЯ В.С.СОЛОВЬЁВА ФИЛОСОФИЯ Н.А.БЕРДЯЕВА ФИЛОСОФИЯ А.Ф. ЛОСЕВА 

{LTS}

 

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
Новости  


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

 
 
 
 
   
Партнеры: