Главная  ГОУ ВПО МГИУ  Исторический клуб  Библиотека  Новости  Контакты 

Консультации о поступлении
 
 
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Рекомендуем:
 
 

Труд, сознание, мозг

Итак, труд — ключевой элемент в понимании возникнове­ния и сущности сознания. Что же такое труд в интересующем нас аспекте?

1.    Труд -  процесс, совершающийся между человеком и природой, в котором он опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Изменяя внеш­нюю природу, человек изменяется сам и в этом процессе формируется его сознание.

2. Животное пользуется готовыми продуктами природы, человек же, благодаря труду, заставляет природу служить сво­им целям, подчиняет ее своим нуждам и потребностям. Тем самым труд есть коренное условие существования людей, вечная естественная необходимость.

3. Процесс труда включает в себя три момента: а) целесооб­разную деятельность (сам труд); б) предмет труда; в) сред­ства труда (орудия производства) — именно они играют глав­ную роль в процессе труда и формировании сознания чело­века, который есть животное, систематически изготовляю­щее орудия труда и регулярно пользующееся ими.

4. Труд изначально носит коллективный, общественный ха­рактер. Он невозможен вне общества, так же как в основе
жизни общества лежит труд.

5.  Труд представляет собой активную целесообразную деятель­ность: человек не только изменяет форму того, что дано природой, но вместе с тем он осуществляет и свою созида­тельную цель. В конце процесса труда получается резуль­тат, который уже в начале этого процесса имелся в пред­ставлении (в голове) человека, т. е. идеально.

6. В ходе чувственно-предметной трудовой деятельности со­
знание не только отражает объективный мир. В процессе труда человек создает новые предметы, которых нет в при­роде, — «вторую природу». Но прежде чем приступить к их
изготовлению, человек должен иметь в своем сознании
мысленный план, образ того, что он должен создать. Без
такой активной творческой деятельности сознания, без иде­ального воспроизведения действительности невозможен труд, а тем самым и само существование человеческого об­щества.

7.  Труд — не только источник, причина возникновения созна­ния (мышления), но и основа его дальнейшего развития. Разум человека развивался соответственно тому, как человек научался изменять природу.

8. Мозг как орган сознания развивался одновременно с разви­тием руки как органа труда. Активно действующая рука учила голову думать, и совершенствующая трудовая деятель­ность людей вела к совершенствованию их сознания. Ло­гика практических действий фиксировалась в голове и пре­вращалась в логику мышления: диалектика понятий все глубже и всесторонне выражала логику вещей и предмет­ного мира.

Итак, вне труда, вне общества, вне языка нет и не может быть ни человека, ни его сознания. Это значит, что мозг сам по себе, каким он выходит из «рук природы», не может мыслить по-человечески. Он становится органом человеческого сознания тогда, когда человек вовлекается в общественную жизнь, усваи­вает исторически выработанные формы культуры.

Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоор­ганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда, общества и речи (языка). Однако мозг — не источник сознания, а его орган, ибо сознание — объективный образ субъективного мира, а его «стержень» — целеполагание. В этом образе отражены не нейродинамические процессы мозга, а внешний мир, практика, хотя это отражение происходит не без участия указанных процессов.

Таким образом, обладает сознанием, мыслит не мозг сам по себе, а человек с помощью мозга. Способность мыслить не наследуется вместе с мозгом (хотя «безмозглого мышления» быть не может), а она передается от поколения к поколению через формы предметного мира, созданного трудом, через «тело» цивилизации, через формы культуры.

Чтобы отдельный мозг обрел способность мыслить, его обладатель должен быть с детства включен в систему общечеловеческих отношений и развит в соответствии с ее требовани­ями и нормами. Приучаясь активно действовать с вещами ок­ружающего мира сообразно нормам культуры, человек только когда и становится человеком — обретает способность говорить и мыслить, иметь сознание в человеческом смысле.

Степень и мера развития способности мыслить в отдель­ном индивиде определяются не его индивидуально-морфологическими особенностями, а прежде всего объемом той сферы (области) культуры, которую этот индивид лично усвоил, превратил в собственное достояние. Нельзя стать человеком, не овладев тем многообразным опытом, который накопился в обществе.


Детерминизм и индетерминизм Закон. Динамические и статистические закономерности Отражение как всеобщее свойство материи и его эволюция Понятие психики. Психофизическая проблема Предпосылки возникновения сознания и его социальная сущность Основные элементы и уровни структуры сознания Сознание и самосознание Функции сознания. Общественное и индивидуальное сознание Структура общественного сознания, его основные уровни и формы Язык как способ существования сознания 

{LTS}

 

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
Новости  


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

 
 
 
 
   
Партнеры: