Главная  ГОУ ВПО МГИУ  Исторический клуб  Библиотека  Новости  Контакты 

Консультации о поступлении
 
 
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Рекомендуем:
 
 

Роль философии в научном познании

Говоря о роли философии (независимо от ее формы) в научном познании, следует указать на две крайние модели, кото­рые сложились в решении этого очень сложного вопроса:

1.Умозрительно-философский подход (натурфилософия, философия истории и т.п.), суть которого — прямое выведе­ние исходных принципов научных теорий непосредственно из философских принципов, помимо анализа специально­го материала данной науки. Такой подход был характерен для концепций Шеллинга и Гегеля.

2.Позитивизм, согласно которому «наука сама себе философия». Роль философии в частнонаучном познании либо аб­солютизируется, либо принижается или даже вовсе отвер­гается. И хотя в обоих случаях были достигнуты опреде­ленные позитивные результаты, однако указанная пробле­ма не была решена.

История познания и самой философии показывает, что ее воздействие на процесс развития науки и ее результаты выра­жаются в следующих основных моментах:

а)  Интегративная (синтетическая) функция философии
системное, целостное обобщение и синтез (объединение) разнообразных форм познания, практики, культуры — всего опы­та человечества в целом. Философское обобщение — это не просто механическое, эклектическое соединение частных про­явлений этого опыта, а качественно новое, всеобщее и универсальное знание.

б) Критическая функция философии, которая в этой своей
функции нацелена на все сферы человеческой деятельности.
При этом критика должна быть конструктивной «с удержанием в старом положительного», предлагающая новые решения, а не тотальноотрицающей все и вся. При этой критике мысль должна быть тесно связана и перерастать в критику социаль­ной действительности. Отсутствие конструктивно-критическо­го подхода неизбежно оборачивается апологетикой — предвзя­той защитой, безудержным восхвалением чего-либо вместо объективного анализа.

в)  Философия разрабатывает определенные модели реальности, сквозь призму которых ученый смотрит на свой пред­мет исследования. Философия дает наиболее общую картину мира в его универсально-объективных характеристиках, пред­ставляет материальную действительность в единстве всех ее атрибутов, форм движения и фундаментальных законов.

г)  Философия вооружает исследователя знанием общих
закономерностей самого познавательного процесса в его целостности и развитии, в единстве всех его уровней, моментов, сторон, форм и т.п., чем специально и непосредственно не за­нимается ни одна частная наука или научная дисциплина. Кро­ме того, философия поставляет ученому конкретно историчес­кую сетку логических понятий и т.п., с помощью которых строит концептуальные модели реальности или самого познания.

д) Философия дает науке наиболее общие методологические
принципы, формулируемые на основе определенных категорий.

Принципы философии реально функционируют в науке в виде всеобщих регулятивов, универсальных норм, образующих в своей совокупности методологическую программу самого верхнего уровня.

е)  От философии ученый получает определенные мировоззренческие ценностные установки и смысложизненные ориен­тиры, которые иногда в значительной степени (особенно в гу­манитарных науках) влияют на процесс научного исследования и его конечные результаты.

ж) Существенное влияние на развитие научного познания
философия оказывает своей «умозрительно прогнозирующей»
функцией. Речь идет о том, что в рамках философии вырабатываются идеи, принципы, представления и т.п., значимость ко­торых обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции по­знания через сотни, а то и через тысячи лет. Таковы, в частно­сти, были идеи античной атомистики, гегелевский аппарат ди­алектики, предвосхитивший определенные положения синер­гетики.

з)  Философия влияет на научное познание, так или иначе, на
всех его стадиях, но в наивысшей мере при построении теорий
(особенно фундаментальных). Это наиболее активно происходит в периоды крутой ломки понятий и принципов в ходе науч­ных революций. Очевидно, указанное влияние может быть как позитивным, так и негативным в зависимости от того, какой философией — «хорошей» или «плохой» — руководствуется
ученый, и какие именно философские принципы он использу­ет. Влияние философии на процесс специально-научного исследования и построение научной теории заключается, в част­ности, в том, что ее принципы при переходе от умозрительно­го к фундаментальному теоретическому исследованию выпол­няют своеобразную селективную (отборочную) функцию.

и) Философско-методологические принципы в их единстве выполняют в ряде случаев функции вспомогательного, производного от практики критерия истины. Они не заменяют прак­тику как решающий критерий, но дополняют ее, особенно ког­да обращение к ней в силу ряда обстоятельств невозможно, а порой и нецелесообразно.

Воздействие всеобщих философских принципов на процесс научного исследования всегда осуществляется не прямо и непосредственно, а сложным опосредованным путем — через методы, формы и концепции нижележащих методологических уровней.

Философские методы не всегда дают о себе знать в процессе исследования в явном виде, они могут учитываться и применяться либо стихийно, либо сознательно. Но в любой науке есть элементы всеобщего значения (например, законы, категории, понятия, причины и т.д.), которые и делают всякую науку «прикладной логикой».

Реализация философских принципов в научном познании означает вместе с тем их переосмысление, углубление, развитие. Тем самым путь реализации функций философии есть не только способ решения фундаментальных проблем развития науки, но и способ развития самой философии, всех ее идей, воззрений и методологических принципов.


Научное и вненаучное знание. Критерии научности Структура научного познания, его уровни и формы Рост научного знания. Научные революции Общество, наука, техника. Сциентизм и антисциентизм Метод и методология. Классификация методов Общенаучная методология Понимание и объяснение Проблема человека в философии Человек и природа Концепции происхождения человека 

{LTS}

 

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
Новости  


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

 
 
 
 
   
Партнеры: