Главная  ГОУ ВПО МГИУ  Исторический клуб  Библиотека  Новости  Контакты 

Консультации о поступлении
 
 
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Рекомендуем:
 
 

Роль языка в обществе и его основные функции

Язык — один из главных моментов существования общества, которое, как уже говорилось, возникло вместе с появле­нием человека и его сознания на основе труда. К. Маркс выс­казал справедливую мысль о том, что «на духе с самого начала лежит проклятие — быть «отягощенным» материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков — словом, в виде языка». Язык так же древен, как и сознание. Он есть «практическая действительность сознания».

Храня в себе духовные ценности общества, будучи материальной формой конденсации идеального содержания, человеческого сознания, язык выполняет роль механизма социаль­ной наследственности. У животных нет языка в человеческом смысле, но есть специфические средства сигнализации (мими­ка, жесты, характерные звуки и т.п.).

Однако все эти средства сигнализации имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызванного голодом, жаждой, стра­хом и т.п., либо призывом к совместным действиям, или же предупреждением об опасности.

Будучи важнейшим элементом общества, язык выполняет в нем ряд функций, т. е. употребляется для решения определенных задач и реализации конкретных целей. Среди этих функ­ций чаще всего выделяют следующие основные:

1.Номинативная (имя) — способность языка представлять мир
вещей и предметов, обозначать их словами, терминами.

2.Описательная — в этой функции язык выступает как фиксация реальной ситуации в терминах «истинно», «ложно». Цель описания — сделать так, чтобы слова соответствова­ли миру.

3.Информативная (аккумулятивная) — получение, хранение
и передача определенных знаний и информации.

4.Прагматическая — способность с помощью языка управлять поведением других людей (приказы, призывы и т.п.).

5.Оценочная — здесь реальная ситуация характеризуется в
терминах «хорошо», «безразлично», «плохо». Цель оценки
— сделать так, чтобы мир отвечал словам.

6.Познавательная — в этой функции язык выступает как

могучее «орудие мысли».

7.Коммуникативная — здесь язык выступает универсальным средством общения людей в их деятельности. Наиболее важными являются две последние функции, поэтому охарактеризуем их несколько подробнее.              Язык — «орудие мысли».

Мысли могут быть выражены и закреплены в языке самыми разными средствами — в формулах, чертежах, геометрических фигурах, в «языке» искусства (художественное полотно скульптура, танец и т.п.), в действиях и поступках человека. Однако все эти средства переводятся на универсальный словесный язык. Свое адекватное выражение мысль (научная, художественная и иная) в конечном счете, находит в языке — иначе мысль никак нельзя увидеть, осязать, слышать, наконец. Вот почему язык есть могучее «орудие мысли».

По мере исторического развития языка сложился так называемый язык науки. Он представляет собой систему понятий, знаков, символов, создаваемую и используемую той или иной областью научного познания для получения, обработки, хране­ния и применения знаний. В качестве специального языка кон­кретных наук обычно используется некоторый фрагмент есте­ственного языка, обогащенный дополнительными знаками и символами. Язык науки отличается точностью и однозначнос­тью своих понятий.

Если на первом этапе своего развития наука в основном пользуется понятиями естественного языка, то по мере углубления в предмет исследования появляются теории, вводящие совершенно новые термины, относящиеся к абстрактным, иде­ализированным объектам. В целом язык науки возникает и формируется как орудие познания определенной области явле­ний, и его специфика определяется как особенностями изучае­мой области, так и методами ее познания.

Язык науки стараются строить таким образом, чтобы избежать недостатков естественного языка: многозначности терми­нов, расплывчатости и неопределенности их содержания, дву­смысленности выражений и т.п. Это обеспечивает ясность, точность, строгость, однозначность и понятность языка науки.

Особо следует сказать о роли языка в социально-гуманитарном познании. Выработку языка в этой сфере научного по­знания значительно осложняет то, что в отличие от естествен­ного гуманитарный материал достаточно индивидуализирован, плохо структурируем и типологизирован, что затрудняет его унификацию и категоризацию.

В современной литературе высказывается соображение, что язык гуманитарной теории как бы расслаивается на два фрагмента — обществоведческий (экономика, социология, филосо­фия и т.п.), где основная процедура — объяснение. Другой вклю­чает терминологический арсенал теории культуры, антрополо­гии, психологии и т.п. и предназначен для герменевтической (понимающей) деятельности. Первый достаточно отработан, строг и точен, второй только начинает складываться. Кроме того, в социально-гуманитарном познании (особенно во втором его слое) в силу специфики его предмета значительно зат­руднено использование искусственного языка.

Язык — средство общения людей.

Посредством языка эмоции, мысли отдельных людей превращаются из их личного достояния в общественное, в духов­ное богатство всего общества. Но что такое общение? Общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия (контактов) субъек­тов (личностей, социальных групп, сообществ и т.п.), обуслов­ленный потребностями их совместной деятельности.

Реальными посредниками всех форм общения являются не только результаты духовной деятельности — идеи, ценности, идеалы, чувства и настроения, но и материальные вещи — орудия и средства труда, объекты, воплощающие социальные цен­ности и человеческий опыт. В процессе общения передается и усваивается социальный опыт; формируются исторически кон­кретные типы личности, и происходит ее социализация; дости­гаются необходимая организация, согласованность, единство действий индивидов, входящих в группу; формируется общ­ность чувств, настроений, мыслей, взглядов; достигаются вза­имопонимание, сплоченность и солидарность; происходит вли­яние на других людей (интерактивная функция).

Язык как мощное средство общения широко используется и обеих формах последнего — прямом и косвенном. Прямое общение — непосредственный контакт, косвенное — когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция. В косвенном общении преимущественно осуществляется усвоение произведений искусства, средств массовой коммуникации и т.п.

Способы общения:

1. Вербальная коммуникация, осуществляемая при помощи слова, т. е. здесь передача информации обеспечена при помощи языка, а также неречевыми способами — жесты, ми­мика, интонация, паузы и т.п.

2. Невербальная коммуникация — «язык чувств». Например, молчание иногда бывает красноречивее слов; обмен взгля­дами говорит о многом; важную роль играют выражение лица и глаз, манеры, прическа, одежда и т.п. как своеобразные языки общения.



Сознание и самосознание Функции сознания. Общественное и индивидуальное сознание Структура общественного сознания, его основные уровни и формы Язык как способ существования сознания Естественные и искусственные языки Сознание и бессознательное Познание как предмет философии: единство объекта и субъекта, многообразие форм Познание, творчество, практика Чувственное, рациональное и иррациональное в познавательной деятельности Истина и заблуждение 

{LTS}

 

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
Новости  


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

 
 
 
 
   
Партнеры: