Главная  ГОУ ВПО МГИУ  Исторический клуб  Библиотека  Новости  Контакты 

Консультации о поступлении
 
 
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Рекомендуем:
 
 

Религия и свобода совести

Под религией обычно понимается особая духовно-практи­ческая связь между людьми, возникающая на основе общей веры в высшие ценности, которые для них являются основным смыслом жизни. Этимологически термин «религия» означает восстановление утраченной связи, ибо, согласно христианской традиции, после грехопадения первого человека такая связь была утеряна и может быть восстановлена в полном объеме после второго пришествия и полного обновления человека и мира. Главным в понимании феномена религии и ее роли в жизни человека является уяснение сущности веры. Этимологически термин «вера» происходит от древнеиранского корня «вар», что означает «правда» и «верность». Содержательно вера понима­ется как мировоззренческая позиция и одновременно психоло­гическая установка, направленная на осуществление высшего смысла жизни человека, не сводимого к его биологическому существованию. Вера дает человеку абсолютную уверенность в достижении желаемой цели (спасении души, воскресении, веч­ной жизни и т.д.), и в этом смысле она не требует доказательств.

Важно подчеркнуть, что мир религиозных ценностей не творится самим человеком, а дается ему в актах богопознания и откровения. Вера или неверие выбираются человеком сво­бодно и являются актом личностного самоутверждения, но, сде­лав этот выбор, личность не может не измениться внутренне, не изменить своего отношения к миру и людям, своего поведе­ния. В этом смысле нужно подчеркнуть как сходство, так и различие религиозного и философского подходов к реальнос­тям мира и человека. Философия есть осознание самого чело­веческого сознания, его границ и возможностей в смысле ре­шения самых коренных вопросов человеческого бытия — о жиз­ни и смерти, смысле существования и его противоречиях, ма­терии и духе, пространстве и времени. Религиозное сознание пытается понять Откровение, замысел Творца относительно человека и его истории, исходя из того, что человек в христи­анской теологии — «образ, подобие» Бога. Если в классической теории познания объект «дается» субъекту в зависимости от своей природы и возможностей познающего, то по отношению к Богу это невозможно в принципе.

Несомненно, одной из важных и наиболее притягательных для человека религиозных ценностей является сама идея Бога как творца всего сущего в богословском понимании или, по словам представителей свободомыслия К. Ламонта и П. Куртца, «иллюзия бессмертия» и «искушение потусторонним». Име­ется в виду, что Бог не только творец мира и человека, но и объект высшего поклонения, бесспорная и безусловная выс­шая ценность. Недаром в христианской догматике самым тяж­ким грехом считается хула на Святого Духа, а состояние богооставленности рассматривается как наиболее ущербное для че­ловека. Для ислама понятие «неверного», или иноверца, может рассматриваться в качестве объекта для обращения в истинную веру или джихада, т. е. священной войны.

Особенно ярко такая позиция проявляется у представите­лей религиозного фундаментализма, когда отрицаются такие ценности, как автономия личности, авторитет Разума, понятие прогресса и т.д. В то же время религиозный фанатизм и экст­ремизм как духовная основа фундаментализма несут в себе черты тоталитарной идеологии с ее отрицанием гражданского общества и прав человека. Вот почему феномен религиозных ценностей во всем объеме его проявлений, от постановки свечи в храме до гибели религиозного фанатика, может быть рас­смотрен в связи с системой нерелигиозных ценностей.

Речь идет о феномене свободомыслия как своеобразном явлении духовной культуры, берущем свои истоки еще в древ­невосточных и античной цивилизациях. Свободомыслие при­нимало различные исторические формы, такие как богоборче­ство, скептицизм (П. Бейль и Д. Юм), пантеизм и деизм (мно­гие ученые Нового и новейшего времени), атеизм и светский гуманизм и др. Среди выдающихся свободомыслящих ученых можно назвать такие имена, как Б. Рассел, 3. Фрейд, Э. Фромм, Ж.-П. Сартр, Дж. Хаксли, П. Куртц, К. Ламонт и др. Они убеждены в том, что человек должен иметь мужество для кри­тического рассмотрения всех феноменов своей жизни, в том числе и религиозной веры, оставаясь на позициях здравого скеп­тицизма. Не отвергая необходимости религиозных ценностей для миллионов верующих и признавая, что человек, видимо, нуждается в мире иллюзий, мифов и фантазий, помогающих ему выжить, они исходят из того, что трансцендентальное ис­кушение таится в сердце человека. Его невозможно преодолеть чисто рационалистическими умозаключениями и выводами, а тем более силой и насилием. Необходимы диалог и дискуссия, выработка компромиссов и взаимодействие науки и религии на основе принципа взаимодополнительности в рамках обще­человеческой культуры. В любом случае нужно избежать фа­натизма, связанного с ортодоксально-догматическим подходом, культивировать две главные гуманистические добродетели: разум и мужество.

Реализация этих принципов возможна при соблюдении од­ного из важнейших прав человека — право на свободу совести и свободу вероисповедания. Эта проблема в виде веротерпимо­сти и преследования иноверцев прослеживается на протяже­нии всей истории. Она не раз была предметом острейших по­литических споров, столкновений, в том числе и кровавых, на религиозной почве.

Государство в той или иной форме достаточно жестко оп­ределяло свою политику по отношению к религии. В Российс­кой империи две религии делились на три группы: государ­ственную (православие), терпимые (другие христианские кон­фессии, ислам, буддизм и др.) и нетерпимые (различные сек­ты). Свободомыслие и атеизм преследовались по закону. В со­временной России действует Закон «О свободе совести и о ре­лигиозных объединениях» от 1 октября 1997 г., где под свобо­дой совести понимается «право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Законом закрепляется и охраняется как светский харак­тер государства и равенство всех религий перед законом, так и право гражданина на свободный выбор своего отношения к ре­лигии. Это особенно важно, поскольку избрание той или иной системы ценностей (как религиозной, так и светской) является сугубо личностным выбором человека, за который он несет ответственность перед своей совестью. Более того, нужно под­черкнуть, что в многонациональном и многоконфессиональном государстве, каким является Россия, общенациональная идея должна быть нерелигиозной, светской. В противном случае невозможна выработка национального самосознания всех рос­сиян, а общество будет обречено на постоянную конфронтацию.


Мораль в истории человечества Человек в мире красоты Справедливость и право Проблема личности в философии Свобода и ответственность - вечная дилемма Вера и знание Сущность глобальных проблем Противоречия глобализации и пути решения глобальных проблем Запад — Восток — Россия: диалог культур в условиях глобального кризиса Новые перспективы биологического существования человека. Жизнь, смерть, бессмертие 

{LTS}

 

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
Новости  


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

 
 
 
 
   
Партнеры: