Главная  ГОУ ВПО МГИУ  Исторический клуб  Библиотека  Новости  Контакты 

Консультации о поступлении
 
 
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Рекомендуем:
 
 

Предпосылки возникновения сознания и его социальная сущность

Тайна происхождения сознания есть тайна происхождения человека, которая ввиду отсутствия строгой теории антропогенеза до конца не разгадана. В истории познания высказыва­лись разные представления на сей счет. Представители кон­цепции абиогенеза настаивают на спонтанном возникновении жизни из неживой природы вследствие разных причин — тепло­вого стресса, сильного геомагнитного излучения и т. д. Сторон­ники концепции панспермии полагают, что жизнь зародилась не на Земле, а привнесена из Космоса — то ли случайно, то ли после посещения Земли инопланетянами. Продолжает суще­ствовать и даже успешно развиваться и теистическая концеп­ция происхождения человека в акте божественного творения.

По сей день важным объектом спора остается вопрос о «механизме» перехода от животного к человеку. В частности, одна из точек зрения на сей счет заключается в том, что человек — результат «генетической ошибки», сбоя эволюционной програм­мы развития природы, обусловленного процессами космичес­кого масштаба.

Основа трудовой теории антропогенеза была заложена в диалектико-материалистической философии и базировалась на материалистической теории эволюции (исторического развития) органического мира Земли.

Трудовую теорию антропогенеза можно свести к четырем основным положениям:

1.  Ключ к разгадке происхождения человека и его сознания заключается в одном слове труд. Вначале было дело! Как говорится, оббивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал и лезвие своих умственных способностей. Вместе с возникновением труда формирова­лись человек и общество. Труд создал самого человека и его сознание — это первое условие человеческой жизни (об особенностях труда см. далее).

2.  Сознание с самого начала есть общественный продукт, и остается им до сих пор, пока вообще существуют люди — и в этом его сущность. Поэтому переход (скачок) от биологи­
ческой формы отражения к социальной (сознание) есть од­новременно переход от высших животных (человекообраз­ных обезьян) к человеку, от природы к обществу.

3. Вместе с тем, как подчеркивал Ф. Энгельс, сначала труд, а
вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми
главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьян­ы неизбежно превратился в человеческий мозг. Способ­ность к изготовлению орудий и его коллективный характер привели к возникновению системы речевых знаков (снача­ла в виде жестов и звуков), а потом к социальной системе знаков — к языку.

4.  Осуществление трудовой деятельности и упрочение ее кол­лективного (общественного) характера стали возможны бла­годаря переходу некоторых видов обезьян к прямохождению и, следовательно, к развитию руки. Это позволило
освободить передние конечности для более активных дей­ствий с предметами окружающего мира и систематическо­му созданию орудий труда.


Структура диалектики и ее основные функции Детерминизм и индетерминизм Закон. Динамические и статистические закономерности Отражение как всеобщее свойство материи и его эволюция Понятие психики. Психофизическая проблема Труд, сознание, мозг Основные элементы и уровни структуры сознания Сознание и самосознание Функции сознания. Общественное и индивидуальное сознание Структура общественного сознания, его основные уровни и формы 

 

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
Новости  


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

 
 
 
 
   
Партнеры: