Главная  ГОУ ВПО МГИУ  Исторический клуб  Библиотека  Новости  Контакты 

Консультации о поступлении
 
 
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Рекомендуем:
 
 

Общенаучная методология

Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в науке XX в., выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методо­логическими положениями специальных наук. К общенаучным чаще всего относят такие понятия, как «информация», «модель», «изоморфизм», «структура», «функция», «система», «элемент», «оптимальность», «вероятность» и др.

Характерными чертами общенаучных понятий являются, во-первых, сплавленность в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий, Во-вторых, возможность (в отличие от последних) их фор­мализации, уточнения средствами математической теории.

Если философские категории воплощают в себе предельно возможную степень общности — конкретно-всеобщее, т. е. закон, то для общенаучных понятий присуще большей частью абстрактно-общее (одинаковое), что позволяет выразить их абстрактно-формальными средствами.

На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие филосо­фии со специально-научным знанием и его методами, К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация, вероятностно-статистические методы и др.

Особенно бурно в последнее время развивается такая общенаучная дисциплина, как синергетика — теория самоорганиза­ции и развития открытых целостных систем любого происхож­дения — природных, социальных, когнитивных (познаватель­ных). Среди основных понятий синергетики такие понятия, как «порядок», «хаос», «нелинейность», «неопределенность», «неста­бильность», «диссипативные структуры», «бифуркация» и др. Синергетические понятия тесно связаны и переплетаются с рядом философских категорий, особенно таких, как «бытие», «раз­витие», «становление», «время», «целое», «случайность», «воз­можность» и др.

В структуре общенаучных методов и приемов чаще всего выделяют три уровня:

1.методы эмпирического исследования;

2.методы теоретического познания;

3.общелогические методы и приемы исследования.
Рассмотрим кратко суть этих методов, приемов и опера­ций.

Методы эмпирического исследования:

а)  Наблюдение — целенаправленное пассивное изучение
предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств.

б)  Эксперимент — активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально со­зданных и контролируемых условиях.

в)  Сравнение — познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта).

г)  Описание — познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.

д) Измерение — совокупность действий, выполняемых при
помощи средств измерений с целью нахождения числового
значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

Следует подчеркнуть, что методы эмпирического исследования никогда не реализуются «вслепую», а всегда «теоретически нагружены», направляются определёнными концептуальными идеями.

Методы теоретического познания:

   а) Формализация — отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формализованном языке). Последний создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плос­кость оперирования со знаками (формулами).

б)  Аксиоматический метод — способ построения научной
теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные
положения — аксиомы (постулаты), из которых все остальные
утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим
путем, посредством доказательства. Для вывода теорем из ак
сиом (и вообще одних формул из других) формулируются спе­циальные правила вывода.

в)  Гипотетико-дедуктивный метод — метод научного по­
знания, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах. Тем самым этот метод основан на выведении (дедукции) за­ключений из гипотез и других посылок, истинностное значе­ние которых неизвестно. А это значит, что заключение, полу­ченное на основе данного метода, неизбежно будет иметь лишь вероятностный характер.

г)  Восхождение от абстрактного к конкретному — метод
теоретического исследования и изложения, состоящий в движении научной мысли от исходной абстракции («начало» _ одностороннее, неполное знание) через последовательные эта­пы углубления и расширения познания к результату — целост­ному воспроизведению в теории исследуемого предмета. В ка­честве своей предпосылки данный метод включает в себя вос­хождение от чувственно-конкретного к абстрактному, к выде­лению в мышлении отдельных сторон предмета и их «закреп­лению» в соответствующих абстрактных определениях. Дви­жение познания от чувственно-конкретного к абстрактному — это и есть движение от единичного к общему, здесь преобладают такие логические приемы, как анализ и индукция.
Восхождение от абстрактного к мысленно-конкретному — процесс движения от отдельных общих абстракций к их единству, конкрет­но-всеобщему; здесь господствуют приемы синтеза и дедук­ции. Такое движение познания не какая-то формальная, техни­ческая процедура, а диалектически противоречивое движение, отражающее противоречивое развитие самого предмета, его переход от одного уровня к другому в соответствии с разверты­ванием его внутренних противоречий.

Общелогические методы и приемы исследования:

а)  Анализ — реальное или мысленное разделение объекта
на составные части и синтез — их объединение в единое орга­ническое целое, а не в механический агрегат. Результат синте­за — совершенно новое образование.

б) Абстрагирование — процесс мысленного отвлечения от
ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновремен­ным выделением интересующих исследователя свойств (преж­де всего существенных, общих).

в)  Обобщение — процесс установления общих свойств и
признаков предмета, тесно связано с абстрагированием. При
этом могут быть выделены любые признаки (абстрактно-об­
щее) или существенные (конкретно-общее, закон).

г)  Идеализация — мыслительная процедура, связанная с
образованием абстрактных (идеализированных) объектов, прин­ципиально не осуществимых в действительности («точка», «иде­альный газ», «абсолютно черное тело» и т.п.). Данные объекты не есть «чистые фикции», а весьма сложное и очень опосредо­ванное выражение реальных процессов. Они представляют со­бой некоторые предельные случаи последних, служат средством
их анализа и построения теоретических представлений о них.

д)  Индукция — движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщению в выводах) и дедукция — вос­хождение процесса познания от общего к единичному. Это про­тивоположные, взаимно дополняющие ходы мысли.

е)  Аналогия (соответствие, сходство) — установление сход­ства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между
нетождественными объектами. На основании выявленного сход­ства делается соответствующий вывод — умозаключение по аналогии. Его общая схема: объект В обладает признаками а,
b, с, d: объект С обладает признаками b, с, d; следовательно, объект С возможно обладает признаком а. Тем самым анало­гия дает не достоверное, а вероятное знание. При выводе по аналогии знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта («модели»), переносится на другой, менее изученный и менее доступный для исследования объект.

ж) Моделирование — метод исследования определенных
объектов путем воспроизведения их характеристик на другом
объекте — модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) — оригинала модели. Между моделью и объектом, инте­ресующим исследователя, должно существовать известное подобие (сходство) — в физических характеристиках, структуре, функциях и др. Формы моделирования весьма разнообразны.
Например, предметное (физическое) и знаковое. Важной формой последнего является математическое (компьютерное) мо­делирование.

з)  Системный подход — совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых ле­жит рассмотрение объектов как систем. К числу этих требова­ний относятся: а) выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов; б) анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенно­стями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структу­ры; в) исследование механизма взаимодействия системы и сре­ды; г) изучение характера иерархичности, присущей данной системе; д) обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы; е) рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.

и) Вероятностно-статистические методы основаны на учете действия множества случайных факторов, которые характеризуются устойчивой частотой. Это и позволяет вскрыть необходимость (закон), которая «пробивается» через совокуп­ное действие множества случайностей. Названные методы опи­раются на теорию вероятностей, которую зачастую называют наукой о случайном.

Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего «промежуточного характера» они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания (а также соответствующих методов).

Что касается социально-гуманитарных наук (истории, социологии, археологии, политологии, культурологии, социаль­ной психологии и др.), то в них, кроме философских и общена­учных, применяются специфические средства, методы и опе­рации, обусловленные особенностями предмета этих наук. В их числе: идиографический метод — описание индивидуаль­ных особенностей единичных исторических фактов и событий; диалог («вопросно-ответный метод»); понимание; интроспек­ция (самонаблюдение); эмпатия (вчувствование) — восприятие внутреннего мира другого человека, проникновение в его пере­живания; тестирование; опросы и интервью; проективные ме­тоды; биографический и автобиографический методы; соци­альный эксперимент и социальное моделирование; ролевые и имитационные игры и ряд других.
Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная, целостная, субординированная система мно­гообразных методов разных уровней, сфер действия и т.п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий.


Структура научного познания, его уровни и формы Рост научного знания. Научные революции Общество, наука, техника. Сциентизм и антисциентизм Метод и методология. Классификация методов Роль философии в научном познании Понимание и объяснение Проблема человека в философии Человек и природа Концепции происхождения человека Противоречия природной организации человека 

{LTS}

 

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
Новости  


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

 
 
 
 
   
Партнеры: