Главная  ГОУ ВПО МГИУ  Исторический клуб  Библиотека  Новости  Контакты 

Консультации о поступлении
 
 
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Рекомендуем:
 
 

Мораль в истории человечества

Понятие ценностей отражает значимость тех или иных объективных явлений для жизни людей. Ценностное отноше­ние формируется в процессе человеческой деятельности, где выделяют три вида производства: люди, вещи и идеи.

Первой (и основной) ценностью является сам человек во всем многообразии его жизни и деятельности. Это представ­ление возникло не сразу, а стало итогом довольно длительной эволюции общественного сознания. Убеждение, что каждый человек самоценен независимо от возраста, пола, расы, нации, происхождения и т.п., возникало и укреплялось либо в сравне­нии человека с высшей ценностью (Бог, Дух), либо в силу дей­ствия общих закономерностей жизни общества. Так, в буддиз­ме равенство людей и признание их ценности происходило вследствие того, что все рожденное обречено на страдание и должно преодолеть его и приобрести блаженство. В христиан­стве ценность человека усматривается в возможности искупле­ния греховности и обретения вечной жизни во Христе, а в ис­ламе — в отдаче себя Аллаху и исполнении его воли.

Понятие ценности человека — универсальное и его нельзя сводить к «полезности» человека для общества. Попытки де­лить людей на «нужных» и «ненужных» порочны по самой сути, ибо их реализация неминуемо порождает произвол, ведущий к деградации и человека, и общества. Ценность человеческой лич­ности в определенном смысле выше всего того, что делает или говорит данный человек. Разрушение целостного мира личности (аномия) дестабилизирует общество. Что касается мораль­ных ценностей, то здесь основном является вопрос о соотно­шении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысле жизни.

В истории человечества был0 несколько сменявших друг друга установок, отражающих разные системы ценностей. Одна из наиболее древних — гедонизм, который утверждает наслаж­дение как высшее благо жизни и критерий поведения челове­ка. Об этом говорил еще автор Экклезиаста: «...нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться». Эти взгляды разделял ученик Сократа Аристипп, который учил, что лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над Ними, не подчиняясь им. Поз­же к этой позиции склонялись Эпикур, Гоббс, Локк, Гассенди, Гельвеции, Гольбах и др.

Аскетизм идеалом жизни провозглашает добровольное от­речение от наслаждений и желаний, культ страданий и лише­ний, отказ от благ жизни и привилегий. Эта концепция про­явилась в христианстве, особенно в монашестве, в философ­ских школах киников (Диоген с eго девизом «быть нагим и оди­ноким»), а также в грубо уравнительных тенденциях «казар­менного коммунизма».

Утилитаризм величайшей ценностью и основой нравствен­ности считает пользу. По словами. Бентама, смысл этических норм и принципов состоит в том, чтобы содействовать наи­большему счастью для наибольшего числа людей.

В XX в. учение о ценностях связано с именами таких выда­ющихся мыслителей и гуманистов, как А. Швейцер, М. Ган­ди, Б. Рассел, А. Эйнштейн, Дж. Сантаяна, Ортега-и-Гассет, а также с плеядой русских религиозных философов — П. Фло­ренским, С. Булгаковым, Н. О, Лосским, Вл. Соловьевым, Н. А. Бердяевым, Л. П. Карсавиным и др. Бурные социальные потрясения, появление возможности самоуничтожения чело­вечества, возникновение глобал1НЫх проблем до предела обо­стрили все традиционные пробелы.

На первый план вышли общечеловеческие проблемы, свя­занные с признанием абсолютной ценности самой жизни чело­века и необходимости сохранит среду его обитания. Поэтому появление концепций «благоговение перед жизнью» (А. Швей­цер), «заслужи любовь ближнего» (Г. Селье), «цели для человечества» (А. Печчеи), «путь насилия» (М. Ганди), «ноосфера» (В. И. Вернадский) и других не случайно, а отражает современный этап развития общечеловеческих идеалов. Представление о прекрасном в мире и человеке сформулировалось на самых ранних этапах развития человеческого общества и его сознания. Показательно, что нет культуры и цивилизации, которые обходились бы без искусства, без того или иного телесного или духовного канона человека. Как заметил Александр Блок, «искусство есть только космос – творческий дух, оформливающий хаос (душевный и телесный мир)».



Формация, цивилизация, мир-система как формы организации общества Человек в системе социальных связей и отношений Свобода и необходимость Личность и массы: история и современность Насилие и ненасилие Человек в мире красоты Справедливость и право Проблема личности в философии Свобода и ответственность - вечная дилемма Религия и свобода совести 

{LTS}

 

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
Новости  


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

 
 
 
 
   
Партнеры: