Главная  ГОУ ВПО МГИУ  Исторический клуб  Библиотека  Новости  Контакты 

Консультации о поступлении
 
 
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Рекомендуем:
 
 

Исторические модификации образа человека

Исходя из материала предыдущей темы, можно сделать вывод, что образ человека исторически изменчив и его модификации отражают сущность той культуры и цивилизации, которая его порождает. Исторически первым был тип челове­ка, порожденный первобытным обществом. Несмотря на ог­ромное разнообразие этих обществ в зависимости от природно-климатических и других условий существования, можно выде­лить достаточно типичные черты человека той эпохи. Мы уже констатировали, что человек производит орудия труда и исполь­зует их как свое «неорганическое» тело для производства мате­риальных благ. Воспроизводя самих себя и орудия труда, со­здавая мир человека и мир вещей, люди вступают в обществен­ные отношения, которые оказывают определяющее воздействие на их жизнь и деятельность.

Человек — существо общительное, создающее в ходе своего исторического развития особый тип общности, принципи­ально отличный от стаи или стада. Люди сознательно иденти­фицируют себя с племенем, родом, народностью, нацией, се­мьей, кланом, участниками тех или иных событий и т.д. Для первобытного типа человека характерны неразрывная связь с при­родными условиями существования, растворение «я» в родо­вом «мы», жестокое следование традициям, мифологичность сознания, отсутствие развитой субъективности и высокая эф­фективность.

С возникновением так называемого «осевого времени» (К. Ясперс), датируемого VIII—И вв. до н.э., связано появление нового типа человека, существенным признаком которого является становление личности, переход к ценностно-рефлексивной регуляции деятельности. Более всего это воплотилось и человеке античного мира. Античную Грецию сравнивают с • детством» человечества, а ее граждан с вечными детьми с их любознательностью, энергией, любовью к жизни и человечес­кому телу, чувством пластики и вместе с тем мудростью, спо­койствием духа, неутомимым интересом к познанию космоса и человека, истины, добра и красоты. Для античного человека характерны космологизм и космоцентризм, рационализм, телесное восприятие мира и человека, представление об эйдосах, формирующих вечный мир, и идея вечного возвращения.

Другой тип человека сформировался в эпоху средневековья, которую характеризует теоцентризм как философское основание христианства. Средневековый человек жил в тройном мире — благодати Бога и будущей блаженной жизни в мире ином; козней дьявола и собственной неискоренимой греховности; а также в жесткой системе феодальной иерархии. Соответственно существенными особенностями его бытия были любовь к Богу, борьба со своими греховными наклонностями и корпоративная мораль. Человек обрел самоценность как творе­ние Бога, а не как фрагмент Космоса в античной традиции.

Антропоцентризм — облик человека, связанный с Новым племенем. Он был подготовлен гуманизмом эпохи Возрождения, когда в центре мировоззрения оказался человек как средоточие мира. Принцип человекобожия логично привел к выдвижению на первый план в человеке рациональной стороны его сущности, примату деятельности по изменению природы и общества, прогрессу науки и всего того, что связано в основном с развитием западной цивилизации. В философской мысли, начиная с Декарта, происходит четкое разделение на субъект и объект, устами Ницше провозглашается тезис о смерти Бога, а в философии Шопенгауэра обосновывается тезис: «Хочу, следовательно, существую». Этот тезис подвергался критике в одном из ведущих философских направлений XX в. — экзис­тенциализме. В нем обоснованы примат существования чело­века над его сущностью, свобода как главная его характеристи­ка и роль надежды на себя и свои силы в решении человечес­ких проблем. «Бунтую, следовательно, существую» — такова максима этого способа понимания человека.


Концепции происхождения человека Противоречия природной организации человека Социальная сущность человека Проблема смысла и содержания бытия человека Человек, культура и цивилизация Человек на рубеже XX—XXI вв. Телесность — душевность — духовность человека Понятие общества Общество как саморазвивающаяся система Гражданское общество и государство 

{LTS}

 

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
Новости  


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

 
 
 
 
   
Партнеры: