Главная  ГОУ ВПО МГИУ  Исторический клуб  Библиотека  Новости  Контакты 

Консультации о поступлении
 
 
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Рекомендуем:
Срочно банковская гарантия в Мирном
 
 

Человек, культура и цивилизация

Понятия «культура» и «цивилизация» прочно входят в арсе­нал обществоведческой и гуманитарной мысли. Латинский тер­мин «культура» означает возделывание, обработку, воспитание, развитие, поклонение. Эти понятия относились и к земледе­лию, и к животноводству, и к человеку.

К настоящему времени насчитывается множество определений культуры. В истории человеческой мысли термин «куль­тура» понимался как «воспитанность», соответствие идеалам гуманизма и просвещения, следование Разуму. Особое значе­ние это понятие приобрело в XVIII в. в трудах французских энциклопедистов. В самом широком смысле слова культура это то, что создано и создается человеком (материальное и духовное) в отличие от природных вещей и явлений. Культура — это природа, обработанная особым, человеческим образом в целях удовлетворения тех или иных потребностей. Но она не сводится к вещам, произведенным человеком, а распространя­ется и на общественные отношения, и на продукты духовного производства.

Можно, следовательно, говорить о культуре каждого человеческого существа, групп людей, объединенных по возрасту, полу, общественному положению, профессии, религии и т.д., а также о культуре человечества в целом. Все это — различные субъекты культуры, соотношение которых исторически измен­чиво и подлежит исследованию.

Суть культуры может быть графически представлена в виде треугольника, у основания которого — воспитание и образование (двигатель культуры), а стороны — возделывание, обра­ботка (смысл культуры) и поклонение, почитание (культ как своеобразный тормоз). Культура — это идеал, выполняющий системообразующую роль в технологии общественного произ­водства. Если первый, базовый, слой культуры заключен в предметной деятельности человека, где созидаются вещи, вто­рой ее слой — в процессе общения людей, порождающего идеи и представления, то ее третий пласт представлен системой ду­ховных символов. Они имеют форму религиозных догматов и откровений, философских концепций, а также реализуются в разнообразных формах искусства.

Понятие цивилизации является одним из наиболее употребительных в философии, истории и других науках гуманитар­ного цикла. Оно родилось во Франции в середине XVIII в. и обозначало идеальное устройство человеческого общества. Эти­мологически термин восходит к латинскому слову «цивилис» — городской, что говорит о тесной связи цивилизации с городс­ким типом культуры. В конце XX в. оформилось несколько подходов к трактовке этого понятия. Часто термин «цивилиза­ция» выступает синонимом термина «культура» или обознача­ет особый этап в развитии культуры.

Нужно подчеркнуть, что при всем многообразии подходов к определению соотношения культуры и цивилизации основ­ным является представление о цивилизации как о более внешнем по сравнению с культурой слое человеческого бытия. Цивилизация воплощает в себе технологический аспект культуры со ставкой не на качественные, а на количественные парамет­ры бытия с установкой на беспредельное развитие со сменой целей этого развития. Главное в цивилизации — непрерывная смена технологий для удовлетворения столь же непрерывно растущих потребностей и возможностей человечества при за­конодательном обеспечении этого процесса. Такое представле­ние о цивилизации основано в основном на успехах и достиже­ниях научно-технической революция в странах Запада и на по­стулатах либеральной демократии.

В понятии цивилизации заключена интегральная характеристика, относящаяся и к человеку, и к обществу и представля­ющая качественное своеобразие данного периода мировой ис­тории и человека, находящегося в нем. В понятии «человек цивилизованный» как бы пересекаются два типа исторического времени — линейное и циклическое. Все мы — дети всемирной истории, капельки ее океана, но в то же время каждый чело­век — представитель культуры своего народа.


Человек и природа Концепции происхождения человека Противоречия природной организации человека Социальная сущность человека Проблема смысла и содержания бытия человека Исторические модификации образа человека Человек на рубеже XX—XXI вв. Телесность — душевность — духовность человека Понятие общества Общество как саморазвивающаяся система 

{LTS}

 

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 
Новости  


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

 
 
 
 
   
Партнеры: